Развитие городского рельсового транспорта в США характеризуется
несколькими этапами: от доминирующего положения до предпочтения частного
автотранспорта, когда администрации ряда городов в 50- 60-х годах
отказались от городских и пригородных рельсовых систем. Тогда рельсовый
транспорт остался в эксплуатации только в девяти городах страны. В
настоящее время, когда совокупность факторов подтвердила значение
рельсового транспорта, число действующих систем возросло до 25, строятся
новые (таблица).
Системы городского
рельсового транспорта США |
Город |
Протяженность линий, км
|
|
действующих |
строящихся |
планируемых |
Балтимор |
40,5 |
|
3 |
Бостон |
50 |
|
|
Буффало |
10 |
|
|
Даллас |
32 |
37,5 |
Точно не определена |
Денвер |
8,5 |
14 |
43 |
Джерси-Сити |
|
16 |
17 |
Кливленд |
21,5 |
|
Точно не определена |
Лос-Анджелес |
66,2 |
|
22 |
Мемфис |
7,4 |
|
3,5 |
Миннеаполис |
|
|
Точно не определена |
Новый Орлеан |
26 |
|
27,4 |
Норфолк |
|
|
48,3 |
Ньюарк |
6,9 |
1,2 |
15,6 |
Нью-Йорк (JFK) |
|
13,5 |
|
Орландо |
|
|
115,8 |
Питтсбург |
17,2 |
8,8 |
|
Портленд |
52,6 |
8,8 |
|
Сакраменто |
32,8 |
|
10,1 |
Сан-Диего |
74,9 |
|
26,2 |
Сан-Франциско |
42 |
|
|
Сан-Хосе |
39 |
34,1 |
|
Сент-Луис |
29 |
28 |
12 |
Сиэтл/Такома |
3,4 |
|
39,6 |
Солт-Лейк-Сити |
|
24 |
17,5 |
Филадельфия |
81,9 |
|
177 |
Форт-Уэрт |
1,6 |
|
|
Что касается трамвая, в городах США работают 17 сетей, из них семь
расширяются. Три новые системы строятся, планировалось начать работы еще
по двум проектам. Прорабатывались варианты нескольких других систем.
Появление трамвайных линий в городах США сопровождалось признанием со
стороны жителей, подтверждающим способность трамвая привлечь на
общественный транспорт владельцев личных автомобилей. В Сент-Луисе,
например, в первый год работы линии Metrolink длиной 29 км прогнозировали
пассажиропоток 17 тыс. чел. по рабочим дням. Фактически перевозки
составили в среднем 30 тыс. чел./день. В настоящее время объем перевозок
возрос до 42 тыс. чел. и продолжает расти. Что существенно, около 80 %
пассажиров Metrolinkранее предпочитали автомобили. В отличие от автобуса
Metrolink привлекает пассажиров с более высокими доходами: почти половина
пассажиров системы имеет доходы, превышающие 35 тыс. дол. в год, четверть-
55 тыс.
В Портленде, штат Орегон, трамвайная система MAX способствует
восстановлению функций центральных районов города, приходивших в упадок,
за счет новых градостроительных возможностей. Удалось даже упразднить
многоэтажную парковку, заменив ее площадью, отказаться от строительства
восьми новых многоэтажных парковок и дополнительных полос на всех
магистралях, связывающих пригороды с центром.
Успех систем, подобных MAX, и осознание факта, что пригороды не могут
полноценно существовать в расчете только на автомобильный транспорт,
побуждают власти других городов США развивать схемы трамвая и городских
железных дорог облегченного типа.
Сиэтл
В Сиэтле в конце 1999 г. ожидалось принятие решения по строительству
линии трамвая длиной 39,6км, пересекающей город с севера на юг. Проект
стоимостью 1,8 млрд. дол. (в ценах 1995 г.) включает пилотный участок
длиной 2,6 км в Такоме, который свяжет центр с новой пригородной линией
Sounder.
Проект стоимостью 500 млн. дол. пригородной линии длиной 130 км
предусматривает связь между городами Эверетт, Сиэтл, Такома и Лейквуд.
Начать перевозки по линии между Сиэтлом и Такомой в ограниченных размерах
планировали в январе-феврале 2000 г., в полном объеме- летом того же года,
продлить на север в Эверетт и на юг в Лейквуд- в конце 2001 или начале
2002 г. На линии 14 станций. Компании Bombardier Transportation заказаны
38 двухэтажных вагонов для челночных поездов, отделению EMD компании
General Motors- шесть локомотивов для них. Рассматривался вариант заказа
дополнительных 20 вагонов и 5 локомотивов. Объем перевозок по линии
Sounder прогнозировался равным 12 тыс. пассажиров/сут на начальном этапе,
18- 20 тыс. при эксплуатации в полном объеме.
Потребность в реализации этих проектов очевидна: Сиэтл, Сан-Франциско и
Лос-Анджелес в 1999 г. признаны конурбациями с самым интенсивным
автомобильным движением в США и соответствующими проблемами перенасыщения
автомобильных дорог.
Строительство линии трамвая в Такоме должно быть начато в 2000 г.,
открытие линии с пятью остановочными пунктами запланировано на 2004 г.
Линию в Сиэтле планировали начать в августе 2000 г., ввести в эксплуатацию
в 2006 г. В центре Сиэтла эта линия пройдет в тоннеле длиной 2 км, где
будет пять остановок. Тоннель используется для движения троллейбусов, но
спроектирован и построен с перспективой движениятрамваев - в дорожное
полотно уже уложены желобчатые рельсы. Предусмотрены дополнительные
тоннельные участки общей длиной 5,6 км. Еще 11 км пути пройдет на
эстакаде, остальное- наземные участки. Если позволит финансовое положение,
линия может быть продлена на север в Нортгейт.
Первоначально потребуется 64 вагона трамвая с низким уровнем пола,
впоследствии возможно увеличение парка на 35 ед. Вагоны будут следовать с
5-минутным интервалом в часы пик, 15-минутным вне их. Пассажиропоток
оценивается в 6500 чел./ч в каждом направлении в часы пик, в дальнейшем
ожидается его увеличение до 10 тыс. чел.
Солт-Лейк-Сити
В Солт-Лейк-Сити реализуется проект Trax линии длиной 24 км из центра в
пригород. За пределами центральных районов линия пройдет в существующей
полосе отвода. Линия с 16 станциями, из которых 11 обеспечены парковками,
представляет собой сочетание двух- и однопутных участков, на которых
второй путь будет уложен позднее. Вагоны трамвая, 23 ед., заказаны
компании Siemens. Ввод в эксплуатацию линии направления север- юг
стоимостью 312,5 млн. дол. намечен на март 2000 г.
Выполнено предварительное обоснование по проекту линии длиной 17,7 км
направления восток- запад, которая пройдет из университетского городка в
международный аэропорт. Эти конечные пункты и центральные районы города
представляют крупнейшие источники зарождения пассажиропотоков.
Джерси-Сити
На Восточном побережье в Джерси-Сити начата опытная эксплуатация
участка длиной 16 км, предшествующая вводу в эксплуатацию всей линии
трамвая протяженностью 33 км Гудзон- Берген, намеченному на март 2000 г.
Она проходит от станции Хобокен, обслуживаемой поездами New Jersey Transit
и Path.
Частично задействована полоса отвода железной дороги. Первая очередь
проекта стоимостью 1,1 млрд. дол. США реализована в рамках контракта
сроком 15 лет на проектирование, строительство, эксплуатацию и техническое
обслуживание линии с консорциумом из компаний Японии и США.
Прогнозируется, что первоначально на участке с шестью станциями объем
перевозок достигнет 27 тыс. чел./сут. Запланировано строительство трех
продолжений и увеличение числа станций до 32, семь из них должны иметь
парковки на 7000 мест. К 2010 г. ожидается рост перевозок до 100 тыс.
чел./сут.
Нью-Йорк
В 1998 г. в аэропорту Джон Кеннеди начаты работы по проекту Airtrain
стоимостью 1,5 млрд. дол., предусматривающему проектирование,
строительство, эксплуатацию с сопутствующим техническим обслуживанием
кольцевой линии трамвая длиной 3,2 км между всеми девятью терминалами,
линии длиной 5,3 км до станции метрополитена, служб проката автомобилей и
стоянок на территории аэропорта. Контракт заключен с консорциумом в
составе Skanska и Bombardier Transportation, открытие запланировано на
2002 г. Продолжение длиной 5 км к станции Джамейка должно быть готово в
2000 г. Тогда потребуется 8 мин, чтобы доехать до этой станции, где можно
пересесть на поезд метрополитена или железной дороги Long Island, чтобы
попасть на Манхаттан или в другие районы Нью-Йорка или Лонг-Айленда.
Проект Airtrain обеспечит более быстрое и надежное сообщение аэропорта
с Манхаттаном по сравнению с автомобильным транспортом, но не привлечет
пассажиров с большим багажом в силу наличия пересадок, переходов и
лестниц. Для достижения безусловного успеха сообщения с аэропортом должны
иметь прямой выход в центр города.
Восточное побережье
Еще два проекта трамвая начаты на Восточном побережье: в Норфолке, штат
Виргиния, и Орландо, штат Флорида. Второй более продвинутый. Первая линия
в Орландо длиной 24 км свяжет центр города, станцию компании Amtrak, два
крупных госпиталя, туристические аттракционы. На протяжении 60 % линия
пройдет на уровне земли, остальные участки- на эстакадах. Проект стоит 600
млн. дол., федеральное правительство предоставит 57 % средств, власти
Флориды- 22,5 %, остальное- местные и частные источники. Открытие возможно
в сентябре 2003 г. Потребуются 26 вагонов трамвая с низким уровнем пола на
70 % площади. Начальный объем перевозок оценивается в 30 тыс. чел./сут. В
целом запланирована сеть линий общей протяженностью 116 км с 40
остановками.
Администрация Tide Regional Transit планирует строительство линии
трамвая длиной 29 км из центра Норфолка в Виргиния-Бич. Около 100 тыс.
чел. ежедневно приезжают в Норфолк и 30 тыс. в Виргиния-Бич. Две основные
автомобильные магистрали в регионе превысили резерв пропускной способности
в нескольких местах, к тому же к 2015 г. ожидается дальнейший рост
размеров движения на 87 %.
Проектом предусматривается реконструкция имеющейся грузовой железной
дороги длиной 19 км между Норфолком и Виргиния-Бич. Существующая
однопутная линия, состояние пути которой ограничивает максимальную
скорость 16 км/ч, будет заменена двухпутной электрифицированной. Грузовое
движение на линии сохранится в ночное время. На восьми станциях линии из
13 будут оборудованы парковки. Ввод линии в эксплуатацию намечен на
середину 2004 г. Пассажиропоток оценивается в 12 тыс. чел./день. Стоимость
проекта 524 млн. дол. Решение о выполнении проекта выносилось на
референдум.
Предложен проект продолжения длиной 27 км стоимостью 539 млн. дол. для
обслуживания международного аэропорта и военно-морской базы. На базе
работает около 75 тыс. чел., это в 2 раза больше числа работающих в центре
города. Особенностью линии станет то, что вагоны трамвая должны
останавливаться на въезде на территорию базы для контроля. Кольцевой
участок в пределах самой базы сократит автомобильные передвижения между
командными центрами и судами в порту. Продолжение планировали открыть в
2006 г., тогда перевозки увеличатся на 12- 14 тыс. чел. в день. В
перспективе сеть может быть продлена в Ньюпорт-Ньюс и Вильямсберг в
северном направлении и Чесапик в южном.
Перспективы городского рельсовоготранспорта
Рост объема перевозок, гарантии дополнительных источников
финансирования подкрепляют уверенность в перспективах пассажирских
перевозок городским рельсовым транспортом. Рост популярности
метрополитена, трамвая и пригородных систем в США подтверждают данные
Американской ассоциации APTA: объем перевозок трамваями увеличился на 5,8
%, пригородными поездами на 4,6 %, метрополитена более чем на 3 %.
Принятый в 1998 г. закон TEA-21 (Transportation Equity Act for 21
Century) гарантирует федеральное финансирование строительства новых и
расширения действующих систем. В 1999 финансовом году по этому закону на
развитие всех видов городского транспорта выделено более 6 млрд. дол.,
включая 1,8 млрд. на модернизацию старых и строительство новых рельсовых
систем. Основные получатели средств на модернизацию действующих систем:
Нью-Йорк - 300,8 млн. дол., Чикаго/северо-запад штата Индиана- 113 млн.,
Филадельфия/южные районы Нью- Джерси- 81,8 млн., северо-восток Нью-Джерси-
73,1 млн., Бостон- 58,8 млн., Сан-Франциско- 56,7 млн., юго-запад
Коннектикута- 33,7 млн., Вашингтон- 32 млн. дол.
Новое строительство намечено в Нью-Джерси (линия трамвая Гудзон-
Берген)- 69,5 млн. дол., Атланте- 51,7 млн., Денвере (продление
юго-западного коридора, обслуживаемого трамваями)- 39,7 млн.,
Сан-Франциско (продление сети линий BART в аэропорт)- 39,7 млн., Сент-Луис
(Metrolink)- 34,8 млн., Сан-Хосе- 27 млн., Сакраменто- 23 млн. дол.
Другие ссылки по теме:
|