Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Сменит ли новый собственник "Метростроя" старых директоров?

С середины апреля 2005 года инвестиционная компания "Энергокапитал" начала активно скупать акции ОАО "Метростроя" - фактического монополиста, который занимается строительством тоннелей и станций метро. Представители "Энергокапитала" уверяют, что не собираются принимать участие в управлении компанией. Но у нас есть опасения, что новый собственник все же уволит старых руководителей "Метростроя" из-за крайне неэффективного управления стратегического городского предприятия.

Серьезные сомнения в компетентности генерального директора ОАО "Метростроя" Вадима Александрова, главного инженера компании Александра Филонова, заместителя генерального директора Владимира Харенкова и генерального директора ЗАО "Компакт" Клименти Касрадзе возникли у простых горожан уже в 2002 году. Тогда стало очевидно, что обещание ликвидировать размыв к 300-летию Санкт-Петербурга не будет выполнено из-за внеплановых остановок проходческого щита "Виктория" итальянской фирмы JV "Impregilo S.p.A./NCC AB".

В июне 2002 год в Санкт-Петербург приехала государственная комиссия "Госстроя" РФ, в состав которой входили крупные отечественные эксперты по теории надежности, проходческому делу, строительным технологиям. Возглавлял комиссию первый заместителя председателя "Госстроя" Маслов. Теоретики были представлены учеными из серьезных вузов, практики - сотрудниками различных ведомств.

Два дня эксперты заседали в разных местах, заслушивали доклады, спускались под землю. Там они, в частности, обнаружили и занесли в протокол правду, которая прежде от народа скрывалась. Метростроевцы говорили про "нарушения гидроизоляции". Выяснилось, что не просто дал течь резиновый уплотнитель, а сместилось последнее из установленных колец железобетонной обделки. То есть слухи о проседании проходческого щита, которые упорно игнорировал Вадим Александров, были недалеки от истины.

Оказалось, что итальянцы в своих расчетах до сих пор считают грунт вокруг тоннелей-дублеров однородным. На самом деле порода под улицей Карбышева находится не в "связанном", а в так называемом "пластичном" состоянии, и на разные куски тоннелей давит по-разному - отсюда и все проблемы подрядчика

Кроме того, комиссия "Госстроя" записала в протокол четыре пункта. Во-первых, запретила продолжать работы - "возобновление проходки тоннеля считать невозможным без экспертизы и утверждения принимаемых решений". Во-вторых, затребовала от подрядчика, итальянской фирмы JV "Impregilo S.p.A./ NCC AB", ряд объяснений и документов - почему были остановлены работы проходческого щита "Виктория", может ли подобная авария повториться в дальнейшем, где и кто еще применял такую технологию, как собирается фирма корректировать свою аппаратуру, как и где она намерена контролировать качество работ, кто поручится за откорректированную проектную документацию и т.д. В-третьих, госзаказчика - питерский Комитет по транспорту - попросили направить все доработки итальянцев на экспертизу в Тоннельную ассоциацию России. Наконец, в-четвертых, комиссия пожелала увидеть копии контрактов на проектирование и строительство. Со ссылкой на эти документы под землю не пускали государевых людей из "Госгортехнадзора", так что возник вопрос - а соответствуют ли вообще контракты с итальянцами российскому законодательству?

Тогда нужно было решать, сколько давать денег на питерское метро во второй половине 2002 года и какую сумму "защищать" в федеральном бюджете на 2003 год. Но если перекрыть бюджетное финансирование, то итальянский подрядчик скажет, что российская сторона не выполняет условия договора, бросит щит и смоется под благовидным предлогом, получив 2 млрд. 350 млн. рублей, т.е. немногим меньше половины из 180-миллионного (долларового) контракта.

Оставлять все как есть тоже было опасно. По нашим СНИПам, тоннель метро должен стоять 220 лет, итальянцы обещают 100, но только на словах. После отчета комиссии Госстроя РФ правительство Италии честно признало работу фирмы "Импреджило" по ликвидации размыва между станциями метро "Лесная" и "Площадь мужества" неудовлетворительной.

Проблемы с восстановлением размыва совпали с приватизацией "Метростроя". Фактически вместо повышения эффективности расходования денег, производительности труда метростроевцев, была создана очередная "черная дыра" в городском и федеральном бюджетах. Более того, прикрываясь коммерческой тайной, Вадим Александров отказался сообщить своим бывшим подчиненным, которые до сих пор являются владельцами акций предприятия, о фактических расходах и реально проделанной работе за последние десять лет.

Причиной такой скрытности могло стать нецелевое использование бюджетных средств. Здесь крутятся огромные деньги - только за 2004 год через счета "Метростроя" прошло 2,5 млрд рублей. По независимым источникам, компания во главе с Вадимом Александровым активно развивает более доходный бизнес - строительство жилья.

Сейчас в финансировании больших транспортных проектов появились новые тенденции: во-первых, потенциального кредитора оценивают две независимых консалтинговых фирмы, причем одна из них - российская, другая - зарубежная. Кредит выдают только когда совпадают оценки. Во-вторых, часть кредита поступают от зарубежных банков. Необходимость новшеств вызвана стремлением банковских кругов снизить коррупционность российских проектов.

Подобную схему уже применяют при оценке нового проекта высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом стоимостью более $6 млрд. В результате - с бывшим руководителем РАО "ВСМ" Владимиром Тулаевым, под руководством которого пять лет назад за $65 млн была вырыта в центре города "большая яма", фактически отказались сотрудничать в Смольном, в Минфине и в Минтрансе.

В ближайшее время специалисты подземных работ получат заказ - построить новый тоннель под Невой от Пискаревского проспекта до Орловской улицы. Его стоимость составит 9,7 - 11,2 млрд рублей. Плюс еще 2 - 4 млрд потребуется на организацию подъездов к тоннелю и укрепление жилых домов, которые попадут в зону строительства. Заместитель председателя городского комитета по благоустройству Олег Кащенко через прессу заявил о возможности сдать первую очередь тоннеля уже в конце 2007 года, вторую очередь - к концу 2008 года. Проезд обещают сделать платным - от 10 до 15 рублей.

По мнению вице-губернатора Юрия Молчанова, тоннельный проект будет настолько интересен инвесторам, что бюджетное участие города не потребуется. Однако вице-губернатор Александр Вахмистров считает, что "тоннель не окупится никогда, поэтому бюджетное финансирование необходимо". Действительно, по мнению независимых экспертов, при самом благоприятном прогнозе срок окупаемости составит не менее 68 лет. Транспортная ситуация в нашем городе требует строительство нескольких тоннелей: один - в створе реки Екатерингофки и Наличной улицы, другой - в створе улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта, третий - на продолжении Дунайского проспекта с выходом на сторону улицы Грибакиных или на проспект Александровской фермы, четвертый - на продолжении Лиговского проспекта под Московским с выходом к Новоизмайловскому. Следовательно, огромные инвестиции и участие солидных зарубежных банков неизбежны.

Если новые владельцы "Метростроя" захотят получить крупный кредит, то скандально известный менеджер Вадим Александров вместе со своей командой станет лишь неподъемной обузой. А после 2008 года остаться в своих креслах не помогут даже правительственные награды.

18 мая состоится годовое собрание акционеров "Метростроя". Руководство будет радостно рассказывать о проделанной работе, рисовать радужные планы, наверняка, пускать "пыль в глаза". Общественные организации могут сыграть важную роль. Во-первых, публично заявить о недоверии всему руководству "Метростроя", особенно - Вадиму Александрову. В качестве доказательства рассказать темные страницы приватизации "Метростроя", детали сделки с итальянской фирмой JV "Impregilo S.p.A./ NCC AB", некоторые факты из отчета комиссии Госстроя 2002 года. Во-вторых, потребовать восстановление явно незаконно уволенных профсоюзных активистов. Ведь если новый собственник уволит Вадима Александрова, свалив на него все ошибки, то восстановиться на работе и потребовать компенсацию за вынужденный прогул станет гораздо сложнее. В-третьих, заявить о необходимости сделать прозрачными все бюджетные расходы. Чиновники не должны скрывать - куда уходят народные деньги.

Если промолчать и сейчас, то не скоро простые горожане дождутся реального повышения своих доходов. Чиновники и прикормленные властью бизнесмены будут богатеть, а все остальные - тихо вымирать.

23 января 2005 г.   Михаил Дружининский,
Председатель Свободного профсоюза трамвайщиков
Член Комитета единых действий по защите социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024