Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Новый Лесной Кодекс -
правовая база для распродажи территории России

(Вестник гражданского движения
"Земля России - достояние народа")

Часть 1. Права граждан

Ликвидированы права граждан России на свободное и бесплатное лесопользование

Леса для жизни людей являются важнейшим природным ресурсом, сравнимым по своей значимости только с водой. Во всем мире леса рассматриваются как основа благополучия народа и гарантия благосостояния и суверенитета государства.

Зарубежный опыт показывает, что приоритет общественных, публичных интересов, защита интересов государства являются основой регулирования лесных отношений.

"...В США и Канаде, странах с развитой рыночной экономикой, имеющих значительные запасы лесных ресурсов, концепция регулирования лесных отношений базируется на сохранении лесного фонда в федеральной, публичной собственности и использовании лесов в интересах общества и граждан своей страны. Эта тенденция закреплена и в законодательстве, где официально введены ограничения для иностранных граждан и юридических лиц, в том числе и в праве частной собственности на лесные земли.

Законом США 1976 года о федеральной политике и управлении землями провозглашено, что государственная политика направлена на сохранение государственных земель в федеральной собственности за исключением случаев, когда их передача в иную собственность отвечает национальным интересам. А согласно Закону 1978 года "О лесных и пастбищных возобновляемых ресурсах" (ст. 207) запрещается продажа федеральных земель иностранным гражданам, а также иностранным юридическим лицам, не подпадающим под действие законов США. Таким образом, очевидно, что федеральная собственность рассматривается в США как форма собственности, наилучшим образом отвечающая экономическим и экологическим национальным интересам. Соответственно в законодательстве закреплен подход, основанный на максимальном ограничении возможности отчуждения федеральных земель, включая лесопокрытые земли.

Подобно США законодательство провинций Канады также исходит из необходимости сохранения права публичной (государственной) собственности на леса, но выражает такую политику еще более сильным образом. Законом провинции Квебек "О лесах" леса объявлены "национальным достоянием", собственностью всех жителей Квебека, находящимися в "публичном, доверительном управлении" государственных органов провинции. Их пользование осуществляется и регулируется в целях достижения максимально благоприятного с экономической и экологической точек зрения результата и только в публичных интересах. Как и в США, законодательство Канады ограничивает права иностранных граждан и юридических лиц...". [И.О.Краснова, доктор юридических наук, профессор кафедры аграрного и экологического права Московской юридической академии, статья "Отношения собственности на леса - чему учит зарубежный опыт" // "ЭКОС", N 3, осень 2004].

Существующая в России концепция лесных отношений до недавнего времени также базировалась на принципах обеспечения и защиты государственных и общественных интересов. Конституция РФ закрепляет принцип, в соответствии с которым земля и природные ресурсы охраняются как основа жизни народа.

Конституционный Суд РФ Постановлением от 9 января 1998 г. по делу о проверке ЛК РФ от 22.01.1997 г. определил правовой статус наиболее важного природного ресурса - лесного фонда как публичного достояния многонационального народа России: "Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим".

Лесные земли по действующему Лесному кодексу изъяты из гражданского оборота (не являются предметом купли и продажи).

В последние годы в России последовательно и системно проводится негласная правовая реформа, направленная на изъятие у государства и общества природных ресурсов для передачи их в частную собственность российских и иностранных транснациональных корпораций. С 2007 г. вступает в действие новый Водный кодекс, создающий правовую базу для передачи в частную собственность любых водных объектов, уничтожающий государственную систему охраны вод и государственный контроль за водными объектами. Новым законом ликвидированы гарантии на свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.

Очередным этапом негласной приватизации природных ресурсов является принятие нового Лесного кодекса РФ.

8 ноября 2006 г. Государственная Дума приняла проект нового Лесного кодекса РФ. Проект преследует те же цели, что и Водный кодекс:

  • ликвидировать государственную собственность на жизненно важные для людей природные ресурсы;
  • уничтожить государственный контроль и управление лесными ресурсами;
  • создать завуалированный механизм передачи лесных земель в частную собственность, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц;
  • ликвидировать гарантии права граждан на бесплатный и свободный доступ в леса и свободное лесопользование, ввести платность любого лесопользования граждан;
  • включить леса в гражданский оборот - исключить их из состава объектов недвижимого имущества, что означает приравнять лес к деньгам, ценным бумагам, не требующим регистрации и в отношении которых невозможно ограничить права собственника.
В отличие от более ранних вариантов механизмы передачи лесов в частную собственность и ликвидации гарантий права граждан на бесплатное лесопользование не лежат на поверхности, а скрыты путем многоступенчатых отсылок и умолчаний. Однако от этого антиконституционная и антинародная суть закона не изменилась.

Анализ проекта Лесного кодекса, принятого Государственной Думой 8 ноября 2006 г. в третьем чтении

Концепция законопроекта противоречит Конституции РФ, Постановлению Конституционного Суда от 9 января 1998 г., нарушает права нынешних и будущих поколений граждан России на лесной фонд, как общественное достояние.

Конституционное право граждан на леса как основу жизни народа многократно нарушается положениями разных статей, с запасом перекрывающих друг друга. Вводятся ограничения и запреты на пребывание граждан в лесах, на сбор и заготовку пищевых ресурсов и лекарственных растений, сбор и заготовку недревесных продуктов леса, устанавливается платность лесопользования для всех граждан России.

Платность всех видов лесопользования

Статья 1 закрепляет принципы лесного законодательства. Ее содержание свидетельствует о полной ликвидации прав российских граждан на пользование лесными ресурсами, уничтожение прав и полномочий государства по управлению лесным фондом. Среди принципов отсутствуют положения:

  • о правовом статусе лесов как публичного достояния;
  • о приоритете использования лесов в общественных и государственных интересах;
  • о гарантиях государства по обеспечению прав граждан на свободный и бесплатный доступ в леса и пользование лесной продукцией.
Принципы представляют собой набор пустых декларативных положений, среди которых оценки заслуживает лишь одно, определяющее все содержание проекта.

Пункт 11 статьи 1 закрепляет принцип платности лесопользования для всех без исключения.

Пребывание граждан в лесах

Статья 11 регулирует лесопользование граждан. В пункте 1 формально декларируется право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, и других пищевых и недревесных лесных ресурсов. Данное положение находится в прямом противоречии с п. 11 статьи 1, закрепляющей в качестве принципа платность любого лесопользования.

Кроме того, права граждан фактически перечеркиваются целым рядом ограничений и запретов (ст.11). Основания ограничений настолько неопределенны и широки, что могут вводиться произвольно собственниками, арендаторами и органами власти. Так, пребывание граждан в лесу может быть запрещено в целях безопасности проведения работ, пожарной и санитарной безопасности, а также воспроизводства лесов. Проведение любых работ - к примеру, строительство, ремонт дороги, проведение любых лесовосстановительных мероприятий будут служить поводом для ограничения прав граждан на пребывание в лесу и сбор лесной продукции. Эти положения кодекса направлены не на обеспечение безопасности граждан и сохранение лесов, а являются механизмом по ограничению их прав. Пребывание граждан в лесах может быть запрещено в соответствии с федеральными законами "на землях обороны, безопасности, особо охраняемых природных территориях и иных землях, на которые ограничен беспрепятственный доступ граждан".

К таким "иным землям" в соответствии с Земельным и Гражданским кодексами относятся арендованные земли, частные земли, которые используются собственниками по своему усмотрению, а арендаторами в соответствии с условиями договора аренды. Ни в том, ни в другом случае правовой режим этих земель не предусматривает свободного, бесплатного допуска граждан на лесные участки.

Именно поэтому на собственников, арендаторов и органы власти не возложена обязанность по обеспечению права граждан "свободно и бесплатно пребывать в лесах", а тем более собирать и заготавливать лесную продукцию.

Пункт 6 допускает ограничения на пребывание граждан в орехово-промысловых зонах и участках лесоплодовых насаждений. Показательно, что отсутствуют критерии, по которым могут вводиться эти ограничения. Поэтому, собственники, арендаторы и органы власти могут ограничивать право граждан пребывать в лесах и собирать орехи и лесные плоды произвольно по своему усмотрению.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд граждан

Статья 35, определяющая порядок сбора и заготовки лесных пищевых продуктов для граждан, не содержит прямых ограничений, запретов или установления платы. Однако ссылки на статьи 11 и 27 позволяют вводить запреты и ограничения прав граждан: "Пункт 1. Заготовка пищевых лесных ресурсов и заготовка лекарственных растений для собственных нужд граждан осуществляется в соответствии со статьей 11 и может ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса".

Это означает, что все ограничения, предусмотренные ст. 11 на пребывание в лесах, распространяются и на право граждан собирать и заготавливать для себя пищевые ресурсы леса. Правовые механизмы запретов и ограничений создают Земельный и Гражданский кодексы. В соответствии с ними на лесных участках, находящихся в частной собственности или аренде собственник, арендатор вправе вводить запреты на сбор пищевых ресурсов. Правовой режим частных и арендованных лесных участков не предусматривает свободного и бесплатного сбора лесных ресурсов посторонними лицами. Права граждан перед владельцами участков не защищены. Гражданским, Земельным, Лесным кодексами на собственников и арендаторов лесных участков не возлагается обязанность по обеспечению права граждан на свободный и бесплатный доступ к пищевым и др. недревесным лесным ресурсам. Формальными поводами ограничений и запретов будут как правовой статус самих лесных участков, так и основания, указанные в статьях 11 (в целях безопасности проведения работ, пожарной и санитарной безопасности, а также воспроизводства лесов). Кроме того, статья 27 проекта, регламентирующая ограничения лесопользования, дает безграничные возможности для нарушения прав граждан. В соответствии с частью 1 использование лесов может быть ограниченно в соответствии с Лесным кодексом и другим федеральным законодательством.

Пункт 1 части 2 допускает возможность введения запретов одного или нескольких видов лесопользования, предусмотренных статьей 25 проекта, т.е. всех видов лесопользования. Часть 3 содержит неопределенные формулировки, позволяющие бесконтрольно и произвольно нарушать права граждан на пользование лесными ресурсами. Допускается введение иных ограничений, установленных настоящим кодексом и другими федеральными законами. Комплексное применение положений Лесного, Земельного, Гражданского кодексов и "другого, иного законодательства" делают невозможным для граждан реализовать формально продекларированное в п.1 статьи 11 право бесплатно собирать грибы, ягоды, орехи и другие продукты леса. В результате сельские жители, заготавливающие ягоды, грибы, орехи и другие продукты леса бесплатно как для себя, так и на продажу, будут лишены этой возможности. А ведь именно они обеспечивают лесной продукцией свои семьи и население по доступным, минимальным ценам (без затрат на перевозки). Для многих семей и пенсионеров даже небольшие доходы от продажи (ягод, грибов, орехов) являются прибавкой к нищенскому семейному бюджету.

Заготовка недревесных лесных ресурсов

Право граждан свободно и бесплатно собирать и заготавливать для собственных нужд недревесные продукты леса (хворост, веточный корм, пни, кору, мох и др.) является столь же нереальным, как и право на сбор и заготовку пищевых ресурсов. Статья 33, регламентирующая этот вид лесопользования граждан, содержит те же отсылки к статье 11 и 27. Статья 33 запрещает гражданам в отличие от предпринимателей размещать навесы и другие временные постройки для заготовки этой продукции. Свободная и бесплатная заготовка недревесных лесных продуктов также становится невозможной.

Вводится платность лесопользования для ведения сельского хозяйства

Беспрецедентным по цинизму является установление платности лесопользования для ведения сельского хозяйства. Статья 38 в завуалированной форме вводит платность всех видов крестьянской деятельности.

Не смея заявить об этом открыто, авторы проекта закрепляют принцип платности через туманные формулировки и отсылки к Гражданскому и Земельному кодексам и путем умолчания. Так сенокошение, пастьба скота, северное оленеводство, установка ульев, бортничество и др. могут осуществляться только на предоставленных участках. Часть 3 статьи 38 содержит отсылочную норму: "Участки для ведения сельского хозяйства предоставляются гражданам в соответствии со статьей 9 проекта". Статья 9 в свою очередь содержит следующие отсылки к Гражданскому и Земельному кодексам: "Все правоотношения, связанные с возникновением и прекращением права пользования лесными участками регулируются Гражданским и Земельным кодексами". Гражданский и Земельный кодексы определяют земельные участки как имущество, товар, находящийся в гражданском обороте и оба законодательных акта не содержат норм, обязывающих собственников или арендаторов имущества предоставлять его бесплатно для свободного использования. Пункт 11 статьи 1 проекта устанавливает в качестве принципа лесных отношений платность для всех без исключения. Статья 94 этот принцип конкретизирует.

Так, в части 1 указывается: "Использование лесов в Российской Федерации является платным". Приведенные нормы в совокупности с положениями Гражданского и Земельного кодексов создают для граждан России ситуацию, при которой все сельское население будет вынуждено выкупать право на занятие каждодневной крестьянской деятельностью у арендаторов, собственников лесных участков или у органов власти. Для жителей лесных регионов это означает покупку права на саму жизнь. Положение о ведении сельскохозяйственной деятельности населением только на выделенных участках направлено на ликвидацию крестьянских хозяйств и уничтожение подсобных хозяйств жителей малых городов, поселков и деревень.

Даже в малонаселенных районах представляется затруднительным выделение каждой семье отдельного участка. Кроме того, российской традиции свойственно коллективное общинное лесо- и землепользование. Поэтому выкуп права лесопользования и выгораживание отдельных участков внутри лесных массивов, введение запретов на доступ к местам лесных промыслов сельского и городского населения будет являться почвой для возникновения конфликтов и социальной напряженности. Материальное положение подавляющего большинства сельских жителей настолько плачевно, что они не смогут выкупать право лесопользования. Абсурдность и нежизнеспособность такой системы лесопользования очевидна.

Коренные малочисленные народы поставлены на грань физического уничтожения

Принятый проект Лесного кодекса грубейшим образом нарушает конституционные права наименее защищенной категории российского населения.

Лесопользование коренных малочисленных народов проектом умышленно не урегулировано.

В нарушение общепринятых международных норм проект Лесного кодекса не предоставляет коренным народам возможности закрепления за ними лесных земель. Вместо этого создается правовая база для получения территорий проживания коренных народов в собственность или аренду практически любым физическим или юридическим лицом, в числе которых могут быть иностранные граждане и компании. Статья 8, допускающая частную собственность на лесные земли, не содержит запрета на передачу в собственность граждан и юридических лиц (в том числе и иностранных) исконных земель коренных народов - территорий традиционного природопользования. Статьи 72,74, регламентирующие аренду лесных участков, не содержат запрета на сдачу в аренду территорий проживания и традиционного природопользования этих народов.

Создана ситуация, при которой коренные народы попадают в одинаковое положение с животными и растительным миром, находящимися на конкретных лесных участках. Они фактически могут быть "переданы" собственникам или арендаторам вместе с землей. Ни проектом Лесного кодекса, ни другим законодательством на собственников и арендаторов лесных участков не возлагается обязанность по обеспечению прав коренных народов на свободное лесопользование.

Лесопользование коренных народов принципиально отличается от всех других видов лесопользования. Оно является основой жизнеобеспечения части населения, живущей только за счет занятий традиционными промыслами и не имеющей других средств к существованию. Большинство этих людей социально не адаптированы вследствие особого способа жизни коренных народов.

В соответствии с Конституцией РФ права коренных малочисленных народов подлежат особой защите. В пункте "м", статьи 72 закреплено положение, согласно которому защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В нарушение Конституции РФ печально известным Федеральным законом N 122 ("О монетизации льгот") органы государственной власти освобождены от обязанности по защите прав коренных народов. Им признана утратившей силу статья 4 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", возлагавшая на органы государственной власти обязанность по обеспечению прав коренных народов на традиционный образ жизни.

Данный проект также не содержит ни одного положения по обеспечению и защите прав коренных народов.

Статьи 81, 82, 83, 84, определяющие полномочия федеральной, региональной и местной власти, не включают в себя обязанности по обеспечению прав коренных народов и защите территорий проживания.

Статья 48 проекта Лесного кодекса не регулирует лесопользование коренных народов, а содержит отсылку к ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". Однако данный закон является общим для всех правоотношений, связанных с жизнью коренных народов, поэтому не содержит специальных норм по лесопользованию. Отсылка к закону, не регулирующему лесные отношения, является приемом, направленным на то, чтобы не закреплять в Лесном кодексе права коренных малочисленных народов на свободное, бесплатное лесопользование, не закреплять обязанность органов власти по обеспечению этих прав.

Редакция статьи 48 лишает коренные малочисленные народы их территорий и делает заложниками собственников и арендаторов лесных участков.

Лесной кодекс нарушает конституционные права коренных малочисленных народов России и общепринятые нормы международного законодательства. В проекте:

  • отсутствуют конституционные обязанности государства по обеспечению и защите исконной среды обитания и права коренных народов на традиционный образ жизни;
  • отсутствуют положения о закреплении за коренными народами территорий их проживания и традиционного природопользования;
  • отсутствуют гарантии участия коренных народов в принятии решений, затрагивающих их право на лесопользование и территории проживания;
  • созданы возможности передачи территорий проживания коренных народов в частную собственность и аренду;
  • отсутствуют гарантии свободного и бесплатного лесопользования для коренных народов в местах их проживания.
Таким образом, для коренных малочисленных народов умышленно создаются жизненные условия, рассчитанные на полное или частичное физическое уничтожение этой группы населения, что можно расценивать как проявление геноцида.

Автор - О.А. Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов,
Почетный адвокат России, Гражданское движение "Земля России - достояние народа"

Вестник Гражданского движения "Земля России - достояние народа",
ноябрь 2006 г., voda8@yandex.ru, 11 ноября 2006 г.

Часть 2 Вестника будет посвящена анализу скрытых механизмов передачи
лесных земель в частную собственность.

Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"
(http://www.seu.ru/members/ucs) (http://www.seu.ru/members/ucs)
Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на
сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar

Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83
Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru
"UCS-PRESS" 2006 г. Распространяется по электронной почте

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024