Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

И снова о лесе

Новый Лесной кодекс - правовая база для распродажи территории России

Часть II

Новый Лесной кодекс ликвидирует государственную собственность на лесной фонд и открывает путь к распродаже лесов России

Зарубежный опыт показывает, что приоритет общественных, публичных интересов, защита интересов государства являются основой регулирования лесных отношений.

"...В США и Канаде, странах с развитой рыночной экономикой, имеющих значительные запасы лесных ресурсов, концепция регулирования лесных отношений базируется на сохранении лесного фонда в федеральной, публичной собственности и использовании лесов в интересах общества и граждан своей страны. Эта тенденция закреплена и в законодательстве. В Канаде 96% лесных земель находится в государственной собственности. В США уже многие годы идет процесс выкупа в федеральную собственность частных лесов. В обеих странах официально введены ограничения для иностранных граждан и юридических лиц, в том числе и в праве частной собственности на лесные земли.

Законом США 1976 года о федеральной политике и управлении землями провозглашено, что государственная политика направлена на сохранение государственных земель в федеральной собственности за исключением случаев, когда их передача в иную собственность отвечает национальным интересам. А согласно Закону 1978 года "О лесных и пастбищных возобновляемых ресурсах" (ст. 207) запрещается продажа федеральных земель иностранным гражданам, а также иностранным юридическим лицам, не подпадающим под действие законов США. Таким образом, очевидно, что федеральная собственность рассматривается в США как форма собственности, наилучшим образом отвечающая экономическим и экологическим национальным интересам. Соответственно в законодательстве закреплен подход, основанный на максимальном ограничении возможности отчуждения федеральных земель, включая лесопокрытые земли.

Подобно США законодательство провинций Канады также исходит из необходимости сохранения права публичной (государственной) собственности на леса, но выражает такую политику еще более сильным образом. Законом провинции Квебек "О лесах" леса объявлены "национальным достоянием", собственностью всех жителей Квебека, находящимися в "публичном, доверительном управлении" государственных органов провинции. Их пользование осуществляется и регулируется в целях достижения максимально благоприятного с экономической и экологической точек зрения результата и только в публичных интересах. Как и в США, законодательство Канады ограничивает права иностранных граждан и юридических лиц...". Создана угроза суверенитету России

Понимая, что концепция Лесного кодекса, базирующаяся на праве частной собственности, не принимается всей Россией, Правительство РФ и фракция "Единая Россия", имеющая в Государственной Думе большинство, при разработке Лесного кодекса в каждом варианте проекта вводили все более завуалированные механизмы передачи лесных земель в частную собственность.

В принятом Лесном кодексе создана схема негласной приватизации лесов в обертке "сохранения государственной собственности на леса и передачи их только в аренду". Однако внимательное чтение данного закона показывает, что путем умалчивания, многоступенчатых отсылок и неопределенности формулировок создана реальная правовая конструкция, позволяющая передать леса в частную собственность. Только в отличие от более ранних проектов, где об этом говорилось прямо и право передачи принадлежало федеральной власти, теперь негласную приватизацию и распродажу лесов предлагается провести руками органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Как это делается?

В многотысячных обращениях Гражданского движения "Земля России - достояние народа", обращениях депутатов-государственников, ведущих ученых России - академика РАСХН, Зам. Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию В.И. Кашина, академиков РАСХН Писаренко А.И., Иванова А.Л., Свинцова И.П., Моисеева Н.А., Кожухова Н.И., академика РАН Исаева А.С., направлявшихся в Правительство РФ, Государственную Думу, Президенту РФ, выдвигались требования о закреплении за лесным фондом РФ статуса публичного достояния нынешних и будущих поколений российских граждан находящимся в исключительной государственной собственности.

Эти требования, основанные на Конституции РФ, не выполнены. Статус публичного достояния народа России за лесным фондом не закреплен. Отсутствует и само понятие лесного фонда РФ.

Статья 8, регулирующая вопросы собственности на лесные земли, даже в названии выдает суть антиконституционного закона: "Право собственности на лесные участки". В соответствии с этой формулировкой в Российской Федерации отныне нет "лесного фонда" и государственной собственности на него. Имеются лишь лесные участки, которые находятся в федеральной собственности: "лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности" (п. 1 ст. 8). Из этого положения прямо вытекает, что в федеральной собственности находится не весь лесной фонд, а лишь "некие участки". При отсутствии понятия лесного фонда, его правового статуса, а также закрепленных в Лесном кодексе критериев и границ лесного фонда, положение статьи 8 о федеральной собственности "на лесные участки" можно рассматривать как весьма неуклюжую попытку замаскировать цель закона, направленного на ликвидацию государственной собственности на леса. После того, как на основании пункта 1 статьи 8 лесной фонд и государственная собственность на лесные земли России прекратили свое существование, пункт 2 этой же статьи открывает путь к распродаже лесных ресурсов: "Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством". Ключевыми словами здесь являются: "в составе земель иных категорий". Именно они позволяют применить к лесным землям положения земельного и гражданского законодательства, постоянно употребляемые в новом кодексе. Все лесные земли, не входящие в неведомые участки несуществующего лесного фонда, являются в соответствии с пунктом 2 статьи 8 этими "землями иных категорий", которые в соответствии с земельным и гражданским законодательством представляют собой имущество, товар, подчиняющийся законам рынка.

Земельный кодекс РФ предусматривает самые разные формы собственности на земельные участки. Предусмотрена и частная собственность, и возможность приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков.

В соответствии со статьей 15 (п. 1, 2) земельные участки могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.

Пункт 3 статьи 15 закрепляет право иметь в частной собственности земли не только за гражданами России, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами. Для иностранных собственников исключения составляют лишь земельные участки на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом. В остальном права иностранных граждан и лиц без гражданства защищены не только российским законодательством, но и Конституцией РФ. В соответствии со статьей 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства "пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации". Поэтому они могут приобретать в собственность лесные земли и использовать их как обычное имущество.

Земельный и Лесной кодексы не устанавливают ограничений по размерам участков лесных земель, которые могут находиться в частной собственности. Поэтому в собственность российских, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и российских компаний в короткое время могут перейти лесные земли России, сопоставимые с территориями некоторых европейских государств. В этом случае территория суверенного государства будет представлять собой лоскуты земель, являющихся имуществом физического и юридического лица, которым они вправе распоряжаться по своему усмотрению. Конституция РФ, российское законодательство, нормы международного законодательства будут защищать интересы собственника участка, а не права российских граждан и суверенитет страны. Для того, чтобы не допустить эту ситуацию, необходимо установить запрет на передачу лесных земель в частную собственность иностранных граждан, юридических лиц, лиц без гражданства. Введения такого запрета требуют граждане России, депутаты (обращение 104 депутатов к Президенту РФ). Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении указывало на необходимость установления ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Однако такого ограничения в принятом Лесном кодексе нет. Не вызывает никаких сомнений, что это сделано намеренно, с целью передачи в собственность иностранных транснациональных корпораций лесных земель, которые составляют две трети территории России. Именно они являются гарантией безопасности государства, благосостояния народа и условием суверенитета страны. Это диктует необходимость сохранения государственной собственности на леса. Значение лесных земель для сохранения суверенитета государства хорошо понимают в Канаде и США, где законодательно введены ограничения для иностранных граждан и юридических лиц, в том числе и в праве частной собственности на лесные земли.

Введение частной собственности на лесные земли является причиной закрепления системы норм по ограничению права граждан на лесопользование.

Никакой общественный или государственный контроль за использованием лесных земель, являющихся недвижимым имуществом конкретного собственника, невозможен. Практически нереально контролировать использование лесных земель, находящихся в собственности иностранных компаний, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Какими же правами обладают "будущие собственники" лесных земель по действующему российскому законодательству?

Статьи 129, 130, 209, 260, 261 Гражданского кодекса РФ делают владельца земельного участка его полным хозяином.

Ст. 209, п. 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с пунктом 2 собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия:

  • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом;
  • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
П. 3.Собственник земли и других природных ресурсов распоряжается ими свободно и участвует в обороте земель.

П. 4. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему), который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Ст. 260, п. 1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Ст. 261, п. 2. :.. право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

П. 3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства:..

Лесной и Водный кодексы приняты почти одновременно. Это неслучайно. Поскольку целью реформаторов является раздел территории России между "земельными олигархами", необходимо было закрепить положения, позволяющие получать вместе с лесными землями и все находящиеся на них водные объекты. Именно поэтому при принятии Водного кодекса Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса РФ" были внесены изменения в Земельный и Гражданский кодексы РФ.

Изменена статья 261 Гражданского кодекса. До принятия нового Водного кодекса право собственности владельца земельного участка распространялось только на "замкнутые водоемы", расположенные в пределах участка. Слово "замкнутые" исключено, что автоматически делает хозяина земельного участка владельцем всех водоемов находящихся в его границах.

В соответствии со статьей 15 п. 1 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса РФ" внесены изменения в часть 2 статьи 1181 Гражданского кодекса о наследовании земельных участков. До принятия закона в соответствии с частью 2 ст. 1181 вместе с земельным участком наследовались только замкнутые водоемы. Исключено слово "замкнутые", чем создан механизм для передачи по наследству вместе с земельными участками любых водных объектов, расположенных на них. Изменения в Гражданском кодексе гарантируют наследникам крупных землевладельцев право на получение как земель, так и любых водных объектов, расположенных на них.

Становится понятным, о ком заботились законодатели, изменяя Налоговый кодекс и освобождая близких родственников от налогов на получаемое наследство. По "странному совпадению" это новое положение Налогового кодекса действует с 2006 года, времени принятия Водного и Лесного кодексов.

Изменения в Гражданском кодексе создают правовую возможность навсегда отнять у народа и государства лесные земли вместе со всеми расположенными на них водоемами. Лесные земли и водоемы, составляющие большую часть российской территории, превращаются в имущество, которое можно продавать, дарить, передавать по наследству. В частную собственность могут перейти целые лесные регионы, ведь размеры земельных участков и водоемов, которые могут находиться в частной собственности, не ограничены - все зависит от финансовых возможностей потенциальных собственников. Лес можно купить отдельно от земли.

По новому Лесному кодексу продаже подлежат не только лесные земли, но и леса отдельно от земли. Для упрощения процедуры Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса РФ" внесены изменения в Гражданский и Земельный кодексы. До этих изменений в соответствии со статьей 130 ГК РФ леса и многолетние насаждения относились к недвижимому имуществу, т.е. к имуществу, которое прочно связано с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Гражданский кодекс рассматривал леса и земли, на которых они распложены, как единое целое. Эти объекты являются единой природной экосистемой, содержащей в себе огромный комплекс живых компонентов. Их существование возможно только при сохранении единства земли и леса. В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса право собственности на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение и прекращение подлежат государственной регистрации. В отношении лесных земель и лесов данные нормы обеспечивали государственный контроль за использованием лесных ресурсов и их охраной.

В результате принятых изменений в статье 130 Гражданского кодекса леса и многолетние насаждения исключены из состава недвижимого имущества. Лес превращен в движимое имущество, не требующее регистрации прав на него. Данным имуществом собственник распоряжается полностью по своему усмотрению, контроль за движимым имуществом со стороны общества и государства невозможен. Сами лесные земли стали недвижимым имуществом, находящимся в гражданском обороте. Никаких ограничений прав собственника относительно лесных земель Лесным и Земельным кодексами не установлено. Также бесконтрольно могут продаваться и леса отдельно от земли. Лесной кодекс устанавливает правила продажи лесов, в соответствии с которыми при продаже главным приоритетом являются деньги. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Статьи 75, 76, 77 не содержат никаких ограничений и специальных условий, направленных на защиту земель или леса. Статья 75 прямо указывает, что к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения Гражданского кодекса РФ. Это означает, что покупка леса ничем не отличается от приобретения стиральной машины, телевизора, любого домашнего имущества. Животный и растительный мир при продаже леса на сруб не защищены никакими нормами лесного, земельного или гражданского законодательства.

На недопустимость изменения правового статуса лесов, превращения его в движимое имущество указывали ведущие ученые - А.С.Исаев, академик РАН, директор Международного института леса и Г.Н.Коровин, доктор с/х наук, директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН.

Федеральная власть умышленно лишена полномочий собственника лесного фонда России.

Как результат введения частной собственности на лесные земли и водоемы, возникла необходимость устранить государство от владения и распоряжения не принадлежащими ему лесными землями и водоемами, а заодно ликвидировать государственные гарантии прав граждан на жизненно важные природные ресурсы.

Поэтому за органами федеральной власти намеренно не закреплено право владения, пользования и распоряжения не только лесным фондом, но и теми непонятными участками, о которых говорилось выше.

Статья 81, определяющая полномочия федеральных органов власти, в числе 42 чисто технических и несущественных функций не содержит основного полномочия собственника - владения, пользования и распоряжения лесным фондом, в том числе лесными землями обороны и особо охраняемыми природными территориями. Т.е. Правительство РФ не вправе распоряжаться лесными землями, находящимися в федеральной собственности. На первый взгляд это кажется нелепостью. Однако федеральная власть лишена основных полномочий собственника неслучайно. Статья 8 оставляет в федеральной собственности лишь мифические "участки в составе лесного фонда", фактически передает остальные лесные земли России как "земли иных категорий" для распродажи. И распродажу будут вести не федеральные власти, а органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Подготовка к ликвидации государственной собственности на леса уже проводится.

В России - самой многолесной державе мира - отсутствует национальная государственная лесная политика. В последние годы планомерно и системно уничтожалась отечественная лесная промышленность. Фактически ликвидирована система государственного контроля и учета лесов и лесных земель. Правовой статус огромного количества лесных земель не определен. С расчетом на эту ситуацию в ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" принята статья 10, в соответствии с которой: "Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством".

Именно поэтому право владеть, пользоваться и распоряжаться лесными землями предоставлено субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они по замыслу реформаторов и проведут приватизацию и распродажу лесных земель, оставив в тени федеральную власть. Для этой цели полномочия собственника (владение, пользование и распоряжение лесными землями) закреплены за властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в статьях 82 и 83. Эти органы власти под маркой "земель иных категорий" в "соответствии с земельным и гражданским законодательством" и будут распродавать лесные территории России. А федеральная власть по новому Лесному кодексу не только не имеет в своей собственности реальных лесных земель, но и не обладает правом распоряжения этими землями.

Все органы государственной власти и органы местного самоуправления намеренно освобождены от обязанности обеспечивать право граждан на доступ к лесным ресурсам.

Лишив федеральную власть полномочий собственника лесных земель, новый Лесной кодекс освободил государство от обязанности по обеспечению и защите прав граждан на лесопользование.

В статье 81 отсутствует среди полномочий федеральной власти и обязанность по обеспечению прав граждан на доступ к лесным ресурсам.

Это нарушает положения Конституции РФ и федерального законодательства, возлагающие на Правительство РФ обязанность по обеспечению прав граждан во всех сферах жизни: социального обеспечения, охраны здоровья, образования, охраны окружающей среды и др.

Конституция РФ, статья 114, Правительство Российской Федерации: ..п.г) осуществляет управление федеральной собственностью; ..п.е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;..

Конституционная обязанность по обеспечению прав граждан возложена на Правительство и Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", регламентирующим его деятельность.

Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 14. Правительство Российской Федерации... осуществляет управление федеральной собственностью

Обязанности по обеспечению прав граждан на лесопользование отсутствуют и в полномочиях органов власти субъектов РФ (статья 82). В полномочиях органов местного самоуправления также нет обязанности по обеспечению прав граждан на свободное и бесплатное лесопользование (статья 83). Такое положение имеет причину. Власти не могут обеспечить гражданам право на доступ в леса, которые предполагается передать в частную собственность или аренду конкретным гражданам или юридическим лицам, в том числе и иностранным.

Выкуп арендованных лесных земель - скрытый механизм передачи лесов в частную собственность

Активные протесты общественности, обращения к Президенту РФ и в Государственную Думу видных ученых, общественных деятелей, депутатов оппозиционных партий заставили власть отказаться от открытой формы передачи в частную собственность лесных земель, что было откровенно закреплено в проектах Лесного кодекса. Принятый вариант содержит скрытую, хорошо проработанную систему правовых норм, при помощи которых передачу лесов в частную собственность можно осуществить в короткие сроки и на вполне законных основаниях. Новый Лесной кодекс предоставляет такую возможность путем комплексного применения Гражданского, Земельного и Водного кодексов. Их нормы в совокупности образуют жесткую правовую схему для ликвидации государственной собственности на лесные земли и водоемы.

Необходимо выявить сам механизм передачи лесов в частную собственность. Лесные земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут сдаваться в аренду. Максимальный срок аренды - 49 лет.

Статья 71 Лесного кодекса закрепляет положение о том, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом.

Это означает, что в соответствии со статьей 606 ГК РФ:

  • собственник предоставляет лесной участок в аренду как любое другое имущество;
  • плоды, продукция и доходы, полученные арендатором при использовании лесного участка, являются его собственностью.
В соответствии со статьей 615 ГК РФ арендатор вправе:
  • сдавать арендованный участок в субаренду и передавать свои права по договору аренды другому лицу (перенаем);
  • предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование;
  • отдавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в залог;
  • вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ;
  • вносить в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Статья 616 ГК РФ, определяющая обязанности сторон по содержанию арендованного имущества, не содержит никаких положений об обязанностях арендаторов лесных земель по их охране и по обеспечению прав граждан на пользование арендованными лесными участками.

Приведенные положения Гражданского кодекса свидетельствуют о том, что арендаторы лесных участков по объему прав почти приравниваются к собственникам. Они не только бесконтрольно используют лесные участки, но и имеют право на всю лесную продукцию арендованного участка. При этом арендаторы не несут никаких обязанностей перед государством и гражданами.

Однако главное значение имеет статьи 624 и 609 ГК РФ.

Именно эти статьи и являются ключевыми механизмами, с помощью которых лесные земли вместе с водоемами планируется передать в частную собственность.

Статья 624 ГК РФ прямо предусматривает возможность передачи арендованного имущества в собственность арендатора.

П. 1. "В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены".

П. 2 этой же статьи создает дополнительное удобство: "Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительно соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену".

Статья 609 ГК РФ, которая также распространяется на аренду лесных участков, создает возможность заключения договора аренды непосредственно в форме договора купли-продажи.

П. 3 статьи 609: "Договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (статья 624), заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества". В соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами земельные участки являются имуществом, находящимся в гражданском обороте.

Таким образом, всего одна отсылочная норма статьи 71 Лесного кодекса ("к договору аренды лесного участка применяются положения Гражданского кодекса РФ") открывает путь к распродаже лесных земель путем выкупа арендованных участков.

Пытаясь не допустить принятия положений Лесного кодекса и изменения Гражданского кодекса, направленных на распродажу лесных земель, граждане и НПО - участники Гражданского движения "Земля России - достояние народа", депутаты направляли обращения в Государственную Думу, Президенту РФ с требованиями включения в Лесной кодекс РФ запрета выкупа арендованных лесных участков.

Также активно граждане пытались отстоять и свое право на воду.

Многочисленные обращения о запрете на выкуп арендованных водных объектов направлялись в Государственную Думу. Такие запреты должны быть введены в отношении лесов и водоемов. Российское законодательство предусматривает возможность введения запретов и ограничений при аренде природных объектов.

Статья 607 того же Гражданского кодекса РФ допускает установление особых условий сдачи в аренду земельных участков и природных объектов.

Статья 624 ГК РФ содержит прямую норму, позволяющую ввести запрет на выкуп арендованного имущества: п. 3 "Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества".

Однако фракции "Единая Россия" и ЛДПР, имеющие в Государственной Думе большинство, не допустили принятия положений о запрете выкупа арендованных лесных участков и водоемов в частную собственность. Президент РФ подписал оба неконституционных закона.

Результатом принятия новых Лесного и Водного кодексов является создание легальной возможности передать в частную собственность лесные земли и расположенные на них водоемы. Размеры участков и водоемов не ограничены.

1 января 2007 года дан старт негласной распродаже ценнейших природных ресурсов России - леса и воды.

    ВЕСТНИК N 9 ГРАЖДАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ
"ЗЕМЛЯ РОССИИ - ДОСТОЯНИЕ НАРОДА"
Январь 2007 г., voda8@yandex.ru, 16 января 2007 г.

    Автор - О.А. Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов,
Почетный адвокат России,
руководитель Гражданского движения
"Земля России - достояние народа"

Редактор - Э.А. Грищенко, исполнительный директор Автономной
некоммерческой организации
"Эколого-правовой центр "Право на жизнь"

16 января 2007 г.   ECO-HR.2366 (Бюллетень "Экология и права человека", 16.01.2007)

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
**********************************                           *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2007 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024