Наши университеты
Занятия во всех школах и вузах России начинаются 1 сентября. Начало учебного года становится общенациональным событием, главной новостью дня. Уже двадцать восемь лет, с 1984 года, 1 сентября отмечается как государственный праздник - День знаний. В этом году тоже будут торжественные линейки в школах, праздник для первокурсников в вузах и техникумах. Учителя и преподаватели, возвратившись из отпусков на рабочие места, поздравят друг друга с праздником.
Но ситуация в российских школах и вузах сегодня совсем не праздничная. Всю систему образования лихорадит от того, что принято называть масштабной модернизацией. Реформы бьют по трем важнейшим элементам: по трудовой мотивации педагогов, по школьным и вузовским традициям, по содержанию образования.
Любая реорганизация, любые производственные нововведения чреваты падением трудовой дисциплины, снижением эффективности труда, потерями качества. Но если трудовой коллектив ясно представляет себе содержание и цель изменений, если работники видят, что их трудовые права защищены, если они чувствуют себя соучастниками инновационного процесса и видят в нем смысл, потери будут несущественными и легко компенсируются скорым ростом производительности и эффективности труда. В образовательных учреждениях сегодня "инновация" и "оптимизация" означают для их работников катастрофу той или иной разрушительной силы. Ожидание очередного абсурдного приказа трудового энтузиазма не прибавляет, уже осуществленные распоряжения затрудняют педагогическую деятельность все больше и больше. Кадровый кризис, который уже подкрался к нашему образованию, усугубляется кризисом трудовой мотивации, связанным с деструктивным действием большинства реформ.
Реформы образования осуществляются без оглядки на общественную дискуссию вокруг ключевых вопросов, без учета замечаний профессионалов по поводу различных существенных деталей. Реформы просто происходят, как наводнения или засухи. Приказы просто валятся на голову директорам, ректорам, учителям и преподавателям, как непонятные распоряжения господина Кламма в "Замке" Франца Кафки. На самом деле у каждого блока распоряжений есть своя конкретная цель, не учитывающая потребностей и целей образовательного проекта и его субъектов. Оптимизация образовательных учреждений означает чаще всего такую их реорганизацию, которая обеспечивала бы экономию бюджетных средств и возможности коммерческого использования помещений в вузах и школах. Объединение школ, вузов, факультетов и кафедр осуществляется исключительно по соображениям рыночной эффективности, без малейшего учета содержательных целей, требований качества образования и развития педагогических коллективов, без оглядки на интересы учащихся.
Инновации, как правило, связаны с введением бюрократических правил организации педагогической деятельности, с распространением новых форм отчетности, введением рейтинговой системы оценки труда преподавателей и т.п. Еще реформаторы очень увлекаются информатизацией, введением электронных журналов, компьютерных программ по составлению учебных планов и расписания, Интернет-тестированием и т.п. Дело вроде бы и хорошее, и передовое, одна беда: в инновационном ажиотаже никто не подумал о том, что в педагогическом процессе задействованы люди, а не роботы и не механизмы. Ни одна компьютерная программа не учитывает всех тонкостей педагогического процесса, всех его объективных особенностей и целей.
Многие "инновационные и модернизационные" усилия разрушают сложившиеся, устоявшиеся, проверенные формы обучения и общения в школах и вузах. Современные реформы образования в России принципиально враждебны традициям. Вдохновители, инициаторы и апологеты реформ критикуют школы и вузы за консервативность и инерционность, не желая видеть разницу между консервативностью и инерционностью, с одной стороны, и верностью традициям, преемственностью, а главное - естественной логике самой деятельности, с другой. Без последнего система образования просто не может существовать, ей не на что будет опереться, не к чему апеллировать, не на что ориентироваться. Постоянно меняя и отменяя свои принципы, цели и методы, никого ничему научить невозможно, тем более - воспитать. Реформы уничтожают гуманистическое содержание образования так же, как талые и дождевые воды смывают плодородный слой почвы.
С содержанием образования реформы обходятся также безжалостно, как со школами, вузами, учителями и преподавателями. ЕГЭ и компьютерное тестирование навязывают модели обучения, не предполагающие развитие самостоятельного мышления, вдумчивого отношения к предмету. Новые образовательные стандарты в школах, категорически не принятые в обществе, пересматриваются очень поверхностно и, скорее всего, будут введены со всеми своими несуразностями и ограниченностями. Эти урезанные стандарты в сочетании с диктатом ЕГЭ окончательно выдавят из школы собственно познание, оставив примитивную зубрежку разрозненных, бессмысленных сведений.
Новые стандарты высшего профессионального образования, введенные два года назад и основанные на так называемом "компетентностном подходе", противоречат самой идеи стандартизации образования как основы единого образовательного пространства в стране. Прежние образовательные стандарты при всех их недостатках представляли собой краткий план курса, могли служить своего рода путеводителями для самообразования студентов, которых стандарты защищали от возможной некомпетентности преподавателей. Нынешние стандарты содержат некоторые весьма произвольные формулировки будущих качеств выпускника, именуемые "компетенциями", под которые можно подстроить, по сути, любую программу любого содержания с использованием любой литературы (но непременно выпущенной не позднее пяти лет назад!) Обязательными являются только требования к оформлению программ.
Новые стандарты никоим образом не помогают ни начинающим специалистам, ни студентам, не обеспечивают равного доступа к знаниям всем студентам на территории страны. Но они выполняют одну из принципиальных задач реформ - подчиняют работников образования формальным бюрократическим требованиям, выполнение которых становится теперь главным критерием педагогической деятельности.
Первого сентября для школьников и студентов откроются двери школ, техникумов и вузов. Учителя будут улыбаться, встречая своих учеников, начиная новый учебный год. Но как бы радостно ни прошел День Знаний, необходимо помнить, что празднуем мы его в трудное время. Каждый день учителям и преподавателям придется теперь сражаться с нарастающей коммерциализацией и бюрократизацией образования, пытаясь выполнить свой профессиональный долг, а по сути - спасти саму педагогическую профессию, защитить свое право учить, сохранить для своих учеников возможность учиться. И если общество не поддержит работников школ и вузов, эта борьба обречена на поражение. Но тогда и все наше общество не просто проиграет битву за образование. Оно потерпит окончательный крах.
Другие ссылки по теме:
- 01.07.2023 К качественному и доступному образованию
- 21.04.2017 Кирпич книгу не придавит!
- 10.11.2016 Что на самом деле творится сейчас в среднем образовании?
- 19.11.2014 Педагогическая поэма-2014, или Я люблю своего директора (vkrizis.ru)
- 24.06.2014 Крымчане включились в борьбу против массовых сокращений в вузах (rabkor.ru)
- 02.01.2013 Куда ведет дорога на "Карте российской науки"? (rabkor.ru)
- 20.11.2013 Призыв на митинг в защиту образования (pedagog-prof.org)
- 04.08.2013 Альтернатива правительственному плану реформы РАН
- 01.06.2013 В Ленинграде прошел митинг против развала образования (zaks.ru)
- 24.05.2013 Митинг в защиту образования состоится в День защиты детей
- 15.04.2013 Казус Кассо-Ливанова
- 14.11.2012 Законодательным собранием СПб одобрены 17 поправок к закону об образовании (cprfspb.ru)
- 02.09.2012 Наши университеты (rabkor.ru)
- 14.07.2011 Реформа образования: учёба понемногу (sensusnovus.ru)
- 15.11.2010 Студенты разгромили штаб-квартиру консерваторов (Utro.Ru)
- 30.08.2010 Негромкий юбилей
- 26.08.2010 Митинг в защиту школы N 50 Петроградского района С.Петербурга (ИКД)
- 21.08.2010 Митинг за сохранение школ состоится 26 августа
- 25.06.2010 "Питерские родители" потребовали отставки Андрея Фурсенко (ИА Regnum)
- 20.06.2010 Митинг против ФЗ-83 пройдет 24 июня 2010 года
- 18.05.2010 Резолюция митинга 15 мая против коммерциализации образования
- 12.05.2010 Митинг 15 мая против коммерциализации образования
- 04.02.2010 Реформа образования глазами студента
- 08.11.2006 Митинг против принятия закона об "автономных учреждениях"
- 19.06.2006 Школьные годы чудесные ("Новая газета в СПб")
- 18.06.2006 Сохранить школу на Ленской улице!
- 01.06.2005 Защитим наше будущее!
- 30.05.2005 Сохраним школы детям
- 23.05.2005 Два пишем, пять в уме ("Новая газета в СПб")
- 23.04.2005 Доходы против детства
- 23.04.2005 Взамен школы, предназначенной под офис "Транснефти", будет построена новая на территории стадиона "Красный Выборжец"
- 16.04.2005 За своих детей и свои права: судебные слушания продолжаются
- 12.04.2005 В Петербурге школьники, родители и педагоги протестуют против закрытия школ, стадионов, поликлиник
- 12.04.2005 Требования участников общегородского митинга против ликвидации школ, детских спортивных клубов, стадионов и других объектов образовательной и социально-культурной сферы
- 09.04.2005 Не дадим уничтожить школы и стадионы!
- 14.03.2005 Помню всех учителей до одного ("Новая газета в СПб")
- 10.03.2005 "Школу - детям, а не топливным магнатам!"
- 26.02.2005 Против распродажи школ и учреждений культуры
- 24.02.2005 Невские звезды смотрят вниз ("Новая газета в СПб")
- 19.02.2005 Скандал в Калининском районе Петербурга разрастается
- 16.02.2005 Учебный процесс переместился в суд ("Коммерсант")
- 14.02.2005 Когда уйдем со школьного двора ("Новая газета в СПб")
- 05.02.2005 "А вот кому школку недорого!" ("Санкт-Петербургские ведомости")
- 02.02.2005 Детские трудности взрослого бизнеса
- 23.01.2005 Школьный second-hand: в Калининском районе здание школы передают бизнесменам (МК)
- 13.01.2005 "Мама, нас купили нефтяные магнаты!" ("Известия")
- 12.01.2005 Главу Калининского района просят сохранить петербургскую школу No. 142 (Regnum)
- 12.01.2005 Требования главе Калининского района: сохранить школу N 142 (ДГИ)
- 11.01.2005 Мир бизнесу, война школам? (Фонтанка.Ру)
- 05.01.2005 В петербургском Законодательном Собрании озабочены судьбой школы N 142 (ДГИ)
|