Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Что на самом деле творится сейчас в среднем образовании?

Не один месяц прошёл с того момента, как "национальный лидер" чуть ли не под телекамерами подписал указ об отставке министра образования и науки РФ гражданина Ливанова, ненавидимого значительной частью собственных подчиненных и немалым числом думающих людей нашей страны. Причины такого отношения понятны: от развала под видом "реформирования" РАН системы фундаментальных научных исследований до предельной бюрократизации учительского труда, привнесение сугубо технократических методов в управление такой тонкой и деликатной сферой, как средняя школа.

Однако первый всплеск радости быстро сошёл на нет. Даже если почитать текущую официальную прессу об образовании, включая различные интервью "заинтересованных" лиц, экспертов, педагогов и чиновников, включая самого свежеиспеченного министра Ольги Васильевой, становится понятно, что ситуация, мягко говоря, сугубо неоднозначная. Госпожа министерша, судя по её словам, решила перенацелить систему, которую, как нам сейчас пытаются внушить, развалили лично предыдущие министры-либералы. Теперешний министр - профессиональный "патриот", специализирующийся в своих научных изысканиях на проблематике "симфонии" государственной власти и православных церковников (Ленин ехидно именовал лиц, подобных гр. Васильевой, "казённо-полицейскими историками"), и сейчас-де всё в отечественной школе кардинально изменится.

Однако любому учителю, а тем более директору школы ясно, что предложенные гражданкой Васильевой меры попросту неисполнимы, по крайней мере в нынешних либерально-рыночных реалиях.

Значит, как говорится, "исполнят по документам", то есть заставят сотрудников системы образования с самого низа написать наверх нужное в отчетах и закрепят "научными" работами, которые теперь просто обязаны пулеметными очередями выстреливать директора школ, сотрудники районных отделов образования, региональных комитетов по образованию, "эксперты" Высшей школы экономки, различные доктора и кандидаты педагогических наук. Одни будут писать для услаждения начальства в лице мадам министерши и её приближённых свои "научные" обоснования с тяжёлым вздохом - вроде, "ну, а что сделаешь" я-то понимаю, что это брехня, но остальных-то ведь никак не убедишь", другие - особенно пресловутые "эксперты" ВШЭ - будут делать это вполне искренне, в духе присущей этой публике либеральной миссии, ощущая себя элитой, которую просто "не понимает совковое учительское быдло".

Что же происходит сейчас на самом деле в учительской среде?

Пресловутый "медведевский" ФЗ-83 дал директорам школ расширенные права по отношению к учителям и полностью лишил последних возможности защищать свои трудовые права и участвовать в управлении трудовым коллективом. Теперь школа есть вотчина директора, где реализуются только директорские представления о том, как нужно давать образование, каким образом воспитывать детей. Даже если директор по своему характеру вполне демократичен и прислушивается к учителям, это всё равно сводится на нет в силу необходимости формировать "правильные" отчеты наверх, в том числе об исполнении неисполнимого на практике ФГОС, а это, в свою очередь, приводит к тому, что директор вынужден "давить" на сотрудников, постепенно отучаясь их слышать, и самые демократичные директора таким образом перерождаются в сугубо авторитарных функционеров.

Нынешние профсоюзы, к сожалению, учителю в основном - не защита. "Классический" фээнпээровский профсоюз защищает права учителей только тогда, когда того требует политическая конъюнктура.
(Не забудем о том, что ФНПР входит коллективным членом в путинский ОНФ, который порой "национальным лидером" и его окружением используется для того, чтобы поправить или одёрнуть чересчур зарвавшихся единороссов или излишне самостоятельных местных начальников). Есть даже школы, где директора не стесняются перед всем коллективом похлопать по плечу фээнпээровского председателя профкома и произнести фразу типа "с профсоюзом мы только дружим, он никогда не пойдет против администрации".

Есть профсоюз "Учитель", который среди прочих проблем постоянно поднимает проблему "рабочего времени учителя", которое фактически давно "уехало" за разрешенные законом 36 часов. Но в ответ на все выступления "Учителя" чиновники либо молчат и делают вид, что такого профсоюза попросту не существует, либо реагируют в том смысле, что раз учителю оплачивается учебная нагрузка, а она никак больше 36 часов в неделю быть не может, то и проблемы нет. Подготовка к урокам, составление рабочих программ по времени не тарифицируется - а значит, в пресловутые 36 часов и не входит. Нормально всё... Это, мол, у учителя такой отдых...

То, что перед какой-нибудь проверкой директора школ заставляют свои коллективы переделывать всю документацию, и в связи с этим учителя сидят в школе до поздней ночи, это вообще в понятие "рабочего дня учителя" никак не входит. Это, очевидно, тоже по личной инициативе, в плане отдыха и в порядке проведения досуга...

Сейчас запущен еще один "замечательный" проект Министерства образования и науки РФ - так называемая "школа полного дня", для непосвященных - "внеурочная деятельность".

Это означает, что теперь заняться любимым отдыхом - написанием отчетов, корректировкой рабочих программ и прочими приятными вещами учитель сможет на три часа позднее. Почему на три, спросите вы, ведь "внеурочки" две? Потому что, по СанПиНу, внеурочные занятия должны начинаться не ранее чем через час после окончания уроков, чтобы "ребенок успел отдохнуть". Успеет ли отдохнуть учитель, никого не интересует - ему-то жаловаться некуда.

Профсоюз "Учитель" периодически проводит опрос среди учителей, выясняя, "каков ваш реальный рабочий день"?. Пожалуй, такая постановка вопроса давно устарела. Спрашивать надо иное: "Сколько часов в сутки вы спите?".

10 ноября 2016 г.   Владимир Соловейчик
http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2016/11/07/education/

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2022