Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

Rambler's Top100

 

Жилищная реформа в Омске продолжает падение

  Вместо того, чтобы крикнуть во весь голос
"Что же вы, суки, делаете?", мы молча думаем
"Что же они, суки, делают?"
 
Жванецкий

С введением в действие нового Жилищного кодекса в Омске должны начаться реформы, но, похоже, понятие "реформа" означает лишь продолжение падения и стагнацию ЖКХ.

Это не означает, что ничего не делается. Жилищный кодекс слабо понят населением, множество семинаров проведенных по этой теме дали знания единицам, а большинство населения живет согласно поговорке "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Жители домов должны выбрать до 1 января 2007 года форму управления домом, т.к. жилищная реформа предполагает перевод жилищно-коммунальной сферы управления из муниципальной в частную (при управляющей компании) или самими жильцами (Товарищество собственников жилья - ТСЖ, или Непосредственное управление). Но, тем не менее, население до сих пор скорей ждет прихода нового хозяина, который сделает все за них, чем сами люди приложат к этому усилия.

Двое из ларца одинаковы с лица

Муниципальные власти, понимая, что с них также спросят, пытаются проводить свои проекты. Естественно ноги муниципальных проектов растут из прежних муниципальных предприятий жилищного хозяйства. Как плохо они работали и работают известно, поэтому проводятся юридические комбинации. Так, например, все МУП ЖХ Советского округа в конце прошлого года были объявлены банкротами. Все работники и производственные помещения были переданы в Управляющую компанию "ЭкоПрогресс". Фирма "ЭкоПрогресс" раньше занималась вывозом мусора, но с вступлением в силу нового Жилищного кодекса муниципальной власти необходимы были Управляющие компании, которые должны возникнуть как "двое из ларца", но откуда?. Авторы Жилищного кодекса явно были не только очень крутыми либералами, вознамерившись все возложить на плечи населения, но и сказочниками. Для того, чтобы на месте бывших муниципальных предприятий ЖХ очень плохо работающих появились новые, одного росчерка законодательного пера недостаточно. Вначале правительство Омской области распространяло призыв создавать ТСЖ, но уже созданные ТСЖ в этом году столкнулись с претензиями "Омскэнерго" по большим задолженностям. Были примеры и обычного воровства. Поэтому и появились идеи управляющих компаний, за которые, якобы, ответственны муниципальные власти.

"ЭкоПрогресс" стал первым "двоих из ларца". Мэр города Омска Виктор Шрейдер заявил, что "ЭкоПрогресс" это открытое акционерное общество и город в нем имеет контрольный пакет акций, а значит, его можно считать практически муниципальным. Но как впоследствии выяснилось никакого контрольного пакета акций город в "ЭкоПрогресс" не имеет, единственное муниципальное в этой управляющей компании то, что несколько лиц из городского Департамента недвижимости, как частные лица, вошли в состав учредителей акционерного общества. Вслед за "ЭкоПрогрессом" появляется другая управляющая компания. Она создается одним из местных олигархов и одновременно депутатом Законодательного собрания Омской области Олегом Шишовым. Шишов не просто обычный предприниматель. Он - руководитель очень богатого предприятия "Мостовик". Благодаря расположению к нему омских властей: он как депутат осуществляет своеобразную модель социального партнерства между законодателем и чиновниками, которую можно назвать оборотом "Ты мне - я тебе!". В результате все очень серьезные государственные заказы в Омской области на строительство объектов получает именно предприятие депутата Шишова. Им создается вторая из ларца Управляющая компания "ЦентрЖилСервис". Обе управляющие компании получают имущество и производственное оборудование бывших МУП ЖХ по крайне лояльной стоимости аренды. Для населения обе эти компании создают иллюзию муниципальных предприятий, хотя на самом деле это типично частные организации и городская власть за них отвечать не будет. Несмотря на поблажки сделанные городскими властями для этих двух управляющих компаний, обе они несколько месяцев уже имеют задолженность по налогам и сборам. Это сообщила Контрольно-счетная палата города Омска. Есть примеры, когда работников "ЭкоПрогресса" отправляли в вынужденный отпуск и задерживали выплату заработной платы дворникам и слесарям. Близка ситуация к этому примеру и у "ЦентрЖилСервиса".

"Народные" формы управления (ТСЖ) очень часто перерастают в частные интересы и скандалы

Согласно Жилищного кодекса, помимо частных Управляющих компаний жители могут выбрать другие два способа, по форме народных, управления своим домом. Это Непосредственное управление (НУ) и Товарищество собственников жилья (ТСЖ). О непосредственном управлении поговорим позже, а пока о ситуации с ТСЖ. Она близка к тому, как осуществляется власть и как ведется политика в современных государствах. Все строится на представительных формах власти, т.е. у нас есть право лишь выбрать представителя путем голосования, который все за нас и должен делать. Естественно у таких представителей куча соблазнов, когда ему доверяют осуществлять власть и свои сбережения "неспособные" управлять граждане. Несмотря на народную форму управления Товарищества собственников жилья на самом деле представитель народа Председатель ТСЖ является практически единоличным распорядителем средств жителей дома. Очень редки факты, но они есть, когда Председатели ТСЖ исчезали с деньгами населения в неизвестном направлении. Чаще случается, когда ТСЖ вроде бы работает неплохо, есть факт снижения расходов по сравнению с муниципальным ЖЭКом. Но, иногда в ТСЖ вспыхивают такие серьезные скандалы, что заставляет задуматься о бесконтрольной природе ТСЖ со стороны людей и отношения к ним жильцов. В одном новом доме в Омске, где живут в основном бывшие, и не только бывшие, работники Управления внутренних дел было создано ТСЖ. Дом отказался от централизованной подачи горячей воды и отопления, разместив в подвале дома местную установку по отоплению и обеспечению горячей водой при помощи газа. Плата должна была подешеветь в несколько раз, но оказалось, что платили, как и прежде. Один из жильцов произвел расчеты и довел их до жильцов. При этом резонно спрашивал с председателя ТСЖ, куда ушли наши деньги. Так как Председателем оказался один из бывших, ныне пенсионер, чинов в УВД, поэтому для несчастного человека раскрывшего страшную тайну ТСЖ жизнь стала мучительной. Его стали вызывать в милицию, с целью прекратить дискредитировать Председателя ТСЖ и помалкивать. В общем, наши жильцы боятся создавать ТСЖ из-за боязни напороться на авантюристов. Если в новых домах на создание ТСЖ идут относительно легко (здесь недобросовестный председатель ТСЖ сможет украсть не больше чем частная управляющая компания), то в старых домах инициативы создания ТСЖ очень редки. Между тем народное управление через ТСЖ должно выделяться формой контроля жильцов за деятельностью управленцев ТСЖ. Если добиться доскональной прозрачности расходования финансовой деятельности ТСЖ путем контроля со стороны жильцов эта форма управления может стать даже перспективной.

Ну, и что с ним делать?

Непосредственному управлению (НУ), отведена роль Золушки-замарашки в трех предложенных Жилищным Кодексом формах управления. Это тоже народная форма управления (даже более народная, чем ТСЖ!), но она практически не прописана и поэтому некоторыми специалистами от частной экономики считается случайной в законе. Действительно, Непосредственному управлению отведено совсем мало места в законе. При непосредственном управлении жители дома должны собираться на общие собрания (ассамблеи) по управлению своим домом. Это путь прямой демократии, когда каждый имеет право голоса, чтобы решить, как жить, а не только правом голоса, чтобы выбрать себе правителя. При этом путем общего собрания жители дома определяют, кто будет обслуживать их дом (заметьте обслуживать, а не управлять!), выбирают представителя от дома, который и несет решение жильцов, скажем, в Управляющую компанию на составление договора на обслуживание. Но именно желания самим решать, а не просто выбирать себе правителя, нет у большинства забитого российского населения. Менталитет поиска хорошего начальника который все решит - это рабский менталитет, сохранившийся в России со времен крепостного права. Поэтому форму Непосредственного управления выбирают очень редко. Да, форма Непосредственного управления действительно плохо прописана в Жилищном кодексе. Если бы при Непосредственном управлении разрешалось создавать Общественный жилищный Фонд на обслуживание дома, то жители могли бы копить деньги на капитальный ремонт и платить деньги по облуживанию на основе подряда выполненных работ той же Управляющей компании или частному предпринимателю из слесарей или дворников. Вообще-то напрямую жилищный кодекс это и не запрещает, но как бы и ограничивает тем, что там написано. Но таковы издержки всей законодательной системы, когда смирительную рубашку накидывают не только на плохое, но чаще на хорошее дело.

Что делать?

Плохие законы можно смиренно выполнять, а можно сопротивляться, чтобы их изменить. Жилищный кодекс тихо, чтобы не услышал Президент и правительство, критикуют даже первые лица омской региональной и городской власти. Как никак его им выполнять, и может быть, даже придется бороться против "беспощадного" русского бунта, вызванного этим кривым Жилищным кодексом. Ясно, чтобы жилищная реформа была проведена в интересах населения нельзя ее проводить как ножом по горлу. Главная идея предлагаемой реформы проводимой через Жилищный кодекс заключается в том, чтобы все затраты по обслуживание жилья переложить на население, забыть про ответственность государства на капитальный ремонт, в которых нуждается каждый второй или третий дом в стране. При этом правительство делает ставку на частное предпринимательство в сфере жилищного реформирования, которое в первую очередь интересует прибыль, а потом все остальное. Мы уже научены быстрой приватизацией по Чубайсу, когда вся производственная сфера попала в стопор на несколько лет. Это ожидает и жилищную сферу. Понимая, что делают глупости, правительство перенесло первый вариант срока выбора формы управления домов, заканчивающийся 1 июня 2006 года, на более поздний срок до 1 января 2007 года. Но и эта дата не может быть принята, т.к. чтобы жители могли выбирать следует дать поработать и окрепнуть всем формам управления. Кроме этого позволить людям творческую инициативу, создавая самые разные формы управления своим домом, а не только прописанные в законе (путем добавления в закон, для этого, как мне известно, есть предложения, но они отвергаются правительством). Например, форму управления через Общественный (социальный) жилищный Фонд, о котором я говорил.

Через три месяца вступают в полную силу все положения нового Жилищного кодекса (несмотря на то, что только 16% жителей выбрали форму управления домом и не наблюдается никаких продвижений по капремонту). В этой связи объявлено о всероссийской акции протеста движений жильцов 27-28 октября. Основные требования - отодвинуть срок самостоятельного выбора жильцами формы управления многоквартирными домами с 1 января 2007 на 1 января 2010 года и за это время осуществить национальный проект по капремонту. Всероссийская акция протеста повторится 2-3 декабря 2006 г., в преддверии нового этапа "прихватизации" ЖКХ, который наступит 1 января 2007 г., если населению не удастся сорвать планы правительства.

28 октября 2006 г.   Вячеслав Данилов,
Сибирская конфедерация труда

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2019