Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Дана команда: "Вязать!"

В Питере под арест идут старушки и активисты оппозиционных партий

В первые дни (в конце минувшей недели), когда в Петербурге начались массовые акции протеста против отмены льгот, милиция вела себя достаточно корректно. Несмотря на то что многотысячные толпы пенсионеров, хлынув на улицы, перекрывали основные магистрали, несмотря на то, что митинги были несанкционированными, никого не задерживали. Но, видимо, после того как "компетентные товарищи" внимательно просмотрели видеозаписи, разглядев лозунги "Долой полицейское государство!", "Путин - позор России!", "Путина и Матвиенко - в отставку!", снисходительное отношение к происходящему сменилось на карательное.

Уже в понедельник питерский губернатор Валентина Матвиенко публично пообещала если не посадить, то уж, во всяком случае, "инициировать возбуждение уголовных дел" против организаторов массовых акций протеста. По логике градоначальника, тысячи мирных граждан, дружно скандирующих "Долой!", лишь "поддались на провокацию", а ратовать за отставку высших должностных лиц, надо полагать, могут лишь экстремисты? И милиция перешла в наступление.

Причем в тот самый час, когда в полдень в Смольном начались переговоры губернатора с "парламентариями" от митингующей общественности. Вокруг "цитадели революции" был выставлен ОМОН. В какой-то момент, когда толпа решила двинуться по Суворовскому проспекту, омоновцы, перекрывшие им путь, столкнулись с митингующими. Очевидцы рассказывают, что милиции активно помогали люди в штатском, провоцировавшие драки в толпе: в основном с молодыми нацболами и яблочниками. Ломали флаги, вырывали у людей из рук транспаранты. Похожая картина разворачивалась и у Гостиного двора. Если рядовые милиционеры в форме вели себя лояльно, то сотрудники УБОПа (которые, по словам очевидцев, принимали активное участие в происходящем) пытались спровоцировать людей.

" Я всю жизнь работала, - рассказывает 67-летняя пенсионерка Галина Толмачева. - А почувствовав на себе "прелести" закона о монетизации, решила бороться за свои права. Позвонила подруге, мы сказали друг другу "Доколе?" - и начали рисовать плакаты и обзванивать знакомых. Участвовали в двух митингах: у Смольного и на Невском проспекте. При этом милиционеры мне не раз угрожали: мол, с тобой мы еще разберемся. Я не принимала это всерьез, а зря". В понедельник 17 января около Смольного собрались пенсионеры (в это время представители Комитета единых действий, НБП, КПРФ, "ЯБЛОКА" и других организаций, поддерживающих акции протеста, встречались с губернатором). Толпа двинулась по Суворовскому проспекту в сторону Невского, но натолкнулась на милицию, которая попыталась задержать одного из лимоновцев.

Пенсионеры окружили его живым щитом, получив при этом несколько ударов дубинками. Галина Михайловна почувствовала себя неважно, пробралась через оцепление и пошла в сторону дома - благо идти было недалеко. Когда она уже почти подходила, в районе Таврического сада ее догнала милицейская машина. Оттуда выскочили несколько бравых стражей порядка, скрутили пенсионерку, для верности "профилактируя" ее дубинками, и повезли в 76-е отделение милиции. По дороге ей сообщили, что ее уже "три дня отслеживает ФСБ". В отделении старушку затолкали за решетку, заявив, что сейчас составят на нее протокол об административном правонарушении по статье "Блокирование транспортных коммуникаций". У Галины Толмачевой - больное сердце, недавно она перенесла тяжелую операцию. В милиции пенсионерка стала задыхаться. Но на просьбы выпустить ее милиционеры отреагировали "асимметрично", бросив что-то типа: "Через десять минут тебя вообще уже не будет". Через полчаса Галине Михайловне стало так плохо, что милиционеры растерялись и от греха подальше вызвали "скорую", которая отвезла пенсионерку в Мариинскую больницу. Откуда ее позднее забрал сын - один из активистов правозащитного движения, бывший депутат Ленсовета Андрей Толмачев. В заключении, выданном врачом, констатируются "тупые ушибы живота без повреждения внутренних органов" и при ухудшении рекомендуется повторная госпитализация.

Во вторник был задержан один из лидеров Комитета единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан - знаковая для питерской оппозиции фигура - Владимир Соловейчик. Примечательно, что задержали его вовсе не на митинге и даже не в центре города, а на далекой от нынешних бурь окраине. Трое в штатском терпеливо поджидали "смутьяна" возле его собственного дома на углу Пискаревского проспекта и проспекта Металлистов. Еще примечательнее, что задержание проводил известный в городе на Неве своим, мягко говоря, своеобразным отношением к оппозиционерам 18-й отдел УБОПа. Те самые "ребята в штатском", что появлялись на всех протестных акциях, по словам очевидцев, приговаривая: "Ничего, скоро мы вас всех пересажаем!". Только, видимо, до последнего дня команды сажать не поступало. Эпопея с задержанием "апологета экстремизма" Соловейчика напоминала трагифарс. Вначале его доставили в 27-й отдел милиции в переулке Крылова, но тамошние сотрудники, к их чести, заниматься фабрикацией сомнительного дела не стали. Тогда Владимира после долгих внутриведомственных переговоров повезли в 76-й отдел милиции на Мытнинской улице. Но и там стражи порядка не захотели принять "политического". Что ж, двинулись обратно в 27-й. "Некий начальник в штатском приказал убоповцам составить задним числом рапорта о моем задержании "с поличным" в районе Суворовского проспекта накануне, 17 января 2005 года," - рассказал "Новой" Владимир Соловейчик (в тот день проспект на короткое время был перекрыт митингующими пенсионерами, но затем милиция рассеяла толпу). - Два оперативника, помявшись, так и сделали и сразу ретировались, кивнув на прощание: "Не держите на нас зла". Опуская дальнейшие подробности, отметим, что Соловейчику шьют обвинение в "организации несанкционированного митинга" и "блокировании транспортных коммуникаций". Причем эти правонарушения, судя по протоколу, он совершил "17.01.2005 в 12.05 на Суворовском проспекте". Только вот незадача: в указанное время отъявленный карбонарий находился абсолютно в другом месте, и есть масса людей, которые готовы подтвердить это в суде. Суд, кстати, состоится в ближайший понедельник, 24 января.

На квартиру к соратнику Соловейчика, одному из лидеров Движения гражданских инициатив Евгению Козлову, во вторник также наведывались трое граждан в штатском. Дома не застали, а на вопрос соседки - кто такие? - мрачно пошутили: "Служба доставки".

Во вторник 18 января у железнодорожной платформы Татьянино - недалеко от Петербурга - забрали в кутузку еще семерых возмутителей спокойствия. "У нас была запланирована встреча ветеранов с администрацией города Гатчины, - рассказал нам один из задержанных, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Леонов. - Зал вмещает около пятисот человек, а народу пришло больше тысячи. И те, кто остался "за бортом", но хотел высказать свое мнение, потребовали устроить акцию на улице. Около часа собравшиеся митинговали, а затем прошли маршем по главной гатчинской магистрали - проспекту 25-го октября. Обошлось без эксцессов. Зато спустя минут двадцать, когда мы ждали электричку на Петербург, подъехали три "воронка", меня и еще шестерых ребят туда грубо затолкали и безо всяких объяснений отвезли в КПЗ Гатчинского УВД". Депутата примерно через час отпустили, остальных же продержали около пяти часов (вместо максимально положенных по закону трех). В итоге всех обвинили в "организации несанкционированного митинга" и "блокировании транспортных коммуникаций".

Тем временем несанкционированные выступления разгневанных пенсионеров на берегах Невы продолжаются. В среду прошло пикетирование городского Законодательного собрания. А власти не теряют времени даром. И.о. начальника ГУВД Петербурга и Ленобласти Владислав Пиотровский высказался в том духе, что реагировать на выступления "будем теперь жестко". По словам тех, кто побывал в шкуре задержанных, стражи порядка говорят открыто: дана установка "вязать", но только молодых. Ответственность за начавшуюся в Питере "ситцевую революцию" не взяли на себя ни одно общественное объединение, движение или партия. Волна митингов, похоже, и правда зародилась стихийно. В то же время, когда речь идет о застрельщиках, в первую очередь всплывает аббревиатура КЕД. Комитет единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан существует на территории Петербурга и Ленобласти два с половиной года. Полную же силу КЕД набрал около года назад, когда на его базе было создано Движение гражданских инициатив (ДГИ). Само собой, как только недовольство пенсионеров, лишенных льгот, стало выплескиваться наружу, активисты ДГИ в стороне не остались. Первые санкционированные акции протеста - не только против монетизации льгот, но и против чиновничьего произвола в целом - ДГИ готовит на 25 и 26 января. Как раз с 25 января на территории Петербурга должны начать выдачу временных льготных единых проездных билетов пенсионерам и ветеранам. Получить такую карточку можно будет только на станциях метро, поскольку лишь там имеется соответствующая база данных (списки людей, имеющих льготы). Уже сегодня руководители транспортного ведомства хватаются за голову, предвкушая дикие очереди, давку, несчастные случаи и прочие "прелести", которые могут сопутствовать этой эпопее."

В минувший понедельник губернатору Петербурга пришлось принять у себя в резиденции семерых адептов мятежного электората, из которых двое - Евгений Козлов и Галина Белкова - представляли руководство ДГИ. Впрочем, почти полуторачасовые переговоры результата не дали. Основное требование - приостановить действие закона об отмене льгот на территории Петербурга - глава города выполнять категорически отказалась. А спустя уже пару часов прозвучало заявление о карательных мерах в отношении оппозиции.

20 января 2005 г.   Валерия СТРЕЛЬНИКОВА,
Борис ВИШНЕВСКИЙ,
Николай ДОНСКОВ
("Новая газета", 20.01.2005)

Другие ссылки по теме:

Фотографии

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024