Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Рекомендации участникам публичных слушаний
по корректировке Генплана Санкт-Петербурга

С 7 июня публичные слушания по корректировке Генплана прошли в восьми районах Санкт-Петербурга, впереди - еще 10 слушаний. (График их проведения см. на сайте ЭКОМа и в газете "Строительный еженедельник" номер 16 от 30 апреля с.г.). Опыт участия в предыдущих слушаниях может быть полезен тем, кто еще готовится к их проведению. Рискну в этой связи сформулировать несколько практических советов, основанных на опыте участия ДГИ в слушаниях в Адмиралтейском, Выборгском, Калининском и Кировском районах.

1. Подготовка к слушаниям

На первом этапе можно воспользоваться общей оценкой целей корректировки Генплана, которая дана в замечаниях активистов ДГИ, направленных в администрации данных районов по итогам слушаний (размещены на сайте ЭКОМ, могут быть высланы по рассылке ДГИ) и в листовке ДГИ для участников слушаний (можно заказать тираж). Главный смысл и цель корректировки - перезонирование, объединение (по сравнению с Генпланом 2005 года) функциональных зон Генплана, чтобы расширить виды и параметры разрешенного строительства на их территории в интересах инвесторов. Это ведет к обесцениванию Генплана как документа территориального планирования. Подробнее на эту тему надо смотреть раздел 3.1 "Перечень основных мероприятий по территориальному планированию Санкт-Петербурга" текстовой части Генплана (Положение о территориальном планировании). Этот документ имеется на сайтах КГА и ЭКОМ. Для сравнения нужно взять текст положения от 2005 года.

Вторая задача подготовки - уяснение, как эта корректировка затрагивает территорию района, по которой проходят слушания.

Схемы, которые представлены на экспозиции (они должны быть выставлены не только в помещении администрации района, но и в муниципальных советах) мелкомасштабны, не содержат названий многих улиц, а значит - трудны для восприятия. Но среди этих схем есть одна, которая отражает именно корректировку функциональных зон на территории района (на белом фоне - цветные пятна участков, изменивших свою функцию). Ею можно пользоваться как первичным путеводителем для поиска и уточнения информации. Дело в том, что эта схема не отражает, какая функциональная зона была утверждена применительно к этим территориям ранее, в 2005 году.

Перечень этих изменений, "точек", как говорит зам. предслателя КГА В.Е.Полищук, он приносит на слушания в своем портфеле и бегло зачитывает по ходу слушаний. У меня сложилось впечатление (по слушаниям в Калининском районе), что этот перечень отсутствовал у организаторов слушаний из районной администрации. Между тем, предварительное знакомство с этими текстами (обычно один-два листа) было бы очень полезно и позволило бы не только заранее сформулировать свои конкретные замечания, но и разоблачить демагогию организаторов, что корректировка Генплана идет на пользу жителей.

Так в Калининском районе выяснилось, что большинство корректировок связано с переводом зеленых (рекреационных) зон в жилые и деловые зоны. В Кировском районе сообщалось о переводе жилых кварталов в общественно-деловые зоны в связи со строительством церкви (хотя культовые здания можно размещать и в жилых зонах), и планах строительства АЗС в зеленой зоне.

Итак, второй совет - заранее требовать от организаторов слушаний пояснений и документов по корректировке Генплана по данному району. Тем более, что Закон СПб "О порядке организации и проведении публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" обязывает представлять на экспозиции помимо самой документации "иные информационные и демонстрационные материалы. Обеспечивающие полноту и достоверность информирования граждан по обсуждаемой документации" (п.2, ст.6). На слушаниях же в Кировском районе не была выствлена на экспозиции даже пояснительная записка КГА по корректировке Генплана!

2. Процедура проведения слушаний

По большинству слушаний проявляется общее стремление ведущих, организаторов слушаний (обычно, зам. глав районных администраций) ограничить регламент обсуждения двумя часами и свести обсуждение только к постановке вопросов докладчику.

В этой связи необходимо добиваться:

  1. Установления общего регламента слушаний, включающего выступления его участников.
  2. Предварительной записи на выступления.
  3. Максимального ограничения продолжительности выступления докладчика от КГА (представители НИПИграда, разработчики Генплана на последних слушаниях сами отказывались от выступлений).
Массовая и организованная поддержка этих требований помогла их реализации в Калининском и Красногвардейской районах. В Выборгском районе организаторы пытались ограничить выступления участников слушаний 2 минутами, что привело к возмущению жителей, после чего слушания незаконно были прекращены. В Кировском районе выступления жителей и представителей ДГИ из других районов вообще не были допущены. Зам. главы Прозоров давил на жителей - "чего обсуждать, все уже согласовано и решено, даже трасса скоростного трамвая одобрена самим президентом Путиным".

В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть необходимость коллективной поддержки требования о предоставлении слова всем желающим со стороны жителей района, муниципальных депутатов. При этом необходимо апеллировать к Закону СПб "О порядке организации и проведении публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статья 7 которого так и называется "Проведение обсуждения документации". Пункт 2 данной статьи обязывает включать в протокол обсуждения "краткое изложение обоснованных предложений и замечаний участников обсуждения в отношении обсуждаемой документации". Кроме того, надо иметь ввиду (и это подчеркивал и зам. председателя КГА В.Е.Полищук на слушаниях), что по районам проводится обсуждение корректировки Генплана Санкт-Петербурга в целом, а не только его изменений применительно к данному району. Это значит, что можно на всех районных слушаниях высказывать мнение и вносить замечаний по всем горячим точкам города.

3. Обсуждение корректировки Генплана и учет его результатов

В ходе дискуссии на слушаниях необходимо иметь в виду следующие демагогические приемы докладчиков от КГА:

Отбиваясь от неприятных вопросов о планах застройки отдельных кварталов и внутриквартальных зеленых насаждениях, эти докладчики уходят в общие и пространные рассуждения о том, что такое Генплан, и почему он не рассматривает вопрос о размещение отдельных домов. При этом они не прочь потянуть время на индивидуальных вопросах по конкретным адресам, чтобы уйти от неприятных для себя вопросов о причинах изменения концепции Генплана.

Задача актива ДГИ в этой связи показать неразрывную связь изменения этой концепции с судьбой конкретных объектов застройки, которые и интересуют в первую очередь простых жителей, пришедших на слушания. Эта связь может быть установлена как разъяснением вопроса о влиянии территориального планирования на градостроительное зонирование и правовое регулирование застройки, так и более понятными примерами о уже проведенной корректировке функций застройки по данному району (напомню еще раз о желательности использования в ходе слушаний этих материалов, как и полезности вопросов об авторах этих корректировок).

Кроме того, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:

  1. Изменение концепции Генплана произошло не из-за изменений Градкодекса или улучшения теоретических познаний его разработчиков, а именно для того, чтобы обеспечить размещение отдельных объектов застройки "стратегических инвесторов" Так, для того, чтобы уйти от судебных исков и протестов прокуратуры по поводу намыва 450 га на западе Васильевского острова, в Генплан ввели специальную многофункциональную зону общественно-деловой застройки и водного транспорта. Для размещения башни Газпрома на Охте "слили" все ранее существовавшие зоны жилой застройки разной высотности в одну, заложив тем самым основания для отмены высотного регламента.
  2. Пространно рассуждая на тему отличий Генплана от Правил землепользования и застройки, представители КГА уходят от прямых вопросов о том, как отразится корректировка Генплан на содержании видов территориальных зон и их регламентах. В то же время они признают, что за изменением Генплана последует изменение и ПЗиЗ. Ко всему прочему, это означает, что еще как минимум год строительство в городе будет осуществляться не на базе законов, а на основе временных градостроительных регламентов, разрабатываемых в угоду застройщикам, а там, глядишь, вслед за Генпланом и новые ПЗиЗ скорректируют в тех же интересах. В интересах не большинства жителей, а интересах тех, кто будет попирать их права, якобы уже на законных основаниях.
  3. Разглагольствуя о том, что они сочувствуют жертвам "уплотнительной застройки" и вся их работа над Генпланом призвана положить конец этой общегородской беде, представители КГА уходят от своей ответственности за те согласования по градостроительной документации, которая и позволяла уплотнять ранее застроенные территории. Но чтобы исправится, они, де так детализировали Генплан 2005 года, что он вобрал в себя некоторые функции ПЗиЗ, от которых и надо избавиться в процессе его корректировки.
Но что же в этом плохого с точки зрения интересов тех жителей, о которых так печется наш КГА? Обсужденные Правила землепользования и застройки с осени прошлого года застряли в кабинетах Правительства Санкт-Петербурга и не вносятся на обсуждение в Законодательное Собрание. Если при их доработке будут учтены замечания жителей, в т.ч. активистов ДГИ, (что обещали разработчики этого законопроекта из НИПИграда), ПЗиЗ будут соответствовать Генплану, и "излишняя детализация" Генплана не будет иметь никакого правового значения, т.к. она будет воспроизведена другим документом, также имеющим статус городского закона. Более того, с точки зрения и органов власти, и застройщиков эта детализация не будет иметь для них значения даже в том случае, если территориальные зоны ПЗиЗ не будут соответствовать функциональным зонам Генплана, т. к. регламент застройки определяется именно этими Правилами и их изменение требует одобрения депутатами городского парламента.

Именно поэтому сказочка об излишней детализации Генплана 2005 года вскрывает не только отсутствие логики у ее рассказчиков. Скорее всего, она призвана прикрыть больную логику городских властей. Когда они просветились в градостроительной документации и почувствовали реакцию жителей на слушаниях по правилам землепользования и застройки в октябре 2006 года, им снова захотелось вести застройку нашего великого города "по понятиям". Но если есть Градостроительный кодекс, уже принятый Генплан, почти принятые ПЗиЗ - что же делать? Правильно, превратить путем корректировки соответствующие городские законы в формальность, которая ничего бы не регулировала и не мешала бы коррупционным связям чиновников и инвесторов.

Исходя из этих соображений, ДГИ предлагает в ходе публичных слушаний отвергать корректировку Генплана в целом (тем более, что и приниматься она будет ЗАКСом общим пакетом, отдельные замечания могут вноситься только согласительной комиссией по итогам слушаний, в которой пять депутатов будут иметь заведомое меньшинство). Одновременно мы требуем скорейшего принятия закона Санкт-Петербурга по правилам землепользования и застройки, который призван покончить с той мутной водой градостроительного регулирования, из которой качают свои прибыли стратегические и нестратегические инвесторы. Корректировка Генплана и затягивание, путем подобной же корректировки ПЗиЗ, превращают это регулирование в фикцию.

В соответствии с регламентом публичных слушаний голосование его участников не предусмотрено, хотя с точки зрения морально-политической можно пытаться ставить этот вопрос и на голосование. Юридически корректным будет передача организаторам (не позже четырех рабочих дней со дня слушаний) как индивидуальных замечаний, так и подписных листов с вышеозначенными требованиями. Для подготовки замечаний и возражений по корректировкам Генплана применительно к территории проживания жителей, надо добиваться передачи им, хотя бы после слушаний, ксерокопий перечня этих изменений.

Нелишне также будет проверить (оформление протокола слушаний должно быть закончено через 7 дней и он должен быть доступен по закону для публичного ознакомления) с тем, не проигнорированы ли ваши замечания как "необоснованные". В Калининском и Выборгском районах по ходу слушаний собирались также подписи о признании слушаний недействительными, в т.ч. по той причине, что они не проводились, как требует Градостроительный Кодекс РФ, непосредственно в муниципальных образованиях.

Приведенные здесь советы и рекомендации отражают точку зрения автора и не претендуют на раскрытие всех аспектов участия активистов в публичных слушаниях по корректировке Генплана Санкт-Петербурга.

27 июня 2007 г.   Е.А.Козлов,
член КС ДГИ

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024