Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Пустота пацифизма

Денис Денисов, один из авторов журнала "Рабкор", решил отказаться от сотрудничества с нами, о чем написал в открытом письме. Сама по себе потеря авторов, как и приход новых людей являются вполне естественной частью жизни сайта, тем более если речь идет об издании политическом. Будем надеяться, что Денис Денисов, перестав писать для "Рабкора", останется его читателем, и будет читать сайт более внимательно, чем он делал это в последнее время, если судить по его письму, в котором он, например, обвиняет нас в попытках "выставить постоянные противоречащие друг другу заявления лидеров ДНР и ЛНР как последовательную линию на национализацию промышленности", хотя именно мы из раза в раз говорили о колебаниях, непоследовательности и противоречиях в политике народных республик, анализируя борьбу политических сил, ведущуюся за их будущее. Собственно в этом и состоит принципиальное различие между нами и значительной части "диванных радикалов", предпочитающих использовать любые противоречия и слабости народного движения как алиби, позволяющее не участвовать в общественных событиях, уклоняться от борьбы и ответственности.

Принципиальной позицией, которую Денисов противопоставляет линии "Рабкора" на активное участие в процессе и диалог с массовыми движениями Новороссии является "Минская декларация", требующая, по мнению автора письма, "от обеих сторон конфликта в Украине немедленного мира без предварительных условий". Вообще-то декларация требует не этого, а чего-то прямо противоположного: она настаивает на немедленном прекращении "антитеррористческой операции" и выводе украинских войск с территории ДНР и ЛНР, заключения перемирия киевского правительства с повстанцами (иными словами, признания их равноправной стороной вооруженного конфликта). Несмотря на целый ряд критических стрел, пущенных (вполне, кстати, обоснованно) в сторону официальной России, декларация вполне четко направлена против политики украинских властей. Именно поэтому её подписали некоторые члены организации "Боротьба". Но даже в таком виде она вызвала критику со стороны других активистов той же "Боротьбы" - как набор абстрактных призывов, не обеспеченных ни политической силой, ни программой действий.

Между тем, как мы видим, Денисов (а возможно, и не только он) трактует декларацию в прямо противоположном ключе, когда говорит о достижении "немедленного мира без предварительных условий". Если под этим имеется в виду то, что написано в декларации - вывод украинских правительственных войск, то это означает победу ДНР и признание Киевом де-факто новых республик. Или же имеется в виду, наоборот, капитуляция донецкого и луганского ополчения? Согласитесь, эти две трактовки "немедленного мира" получаются, мягко говоря, несколько разными.

На самом деле и авторы декларации, и её читатели прекрасно понимают, что никакого немедленного мира всё равно не будет, сколько бы резолюций и документов не принимала группа левых интеллектуалов, собравшаяся в Минске, либо каком-либо ином городе. И попытки назвать это "новым Циммервальдом" вряд ли кого-то убедят в аналогичном масштабе события. Потому что люди, собравшиеся в Циммервальде во время Первой мировой войны, имели существенное, хоть и не доминирующее, влияние в массовых социал-демократических партиях Европы, а главное - они были практическими политиками, думавшими в категориях реальной стратегии. Если говорить об антивоенной стратегии Ленина, то она состояла в том, чтобы, привлекая на свою сторону армию, уставшую от войны, взять власть в стране и уже в качестве правящей партии заключить мир. Причем не мир любой ценой, а мир справедливый, без аннексий и контрибуций (именно поэтому большевистская делегация во главе со Львом Троцким первоначально отказалась подписать продиктованное германским империализмом мирное соглашение в Бресте).

Рассуждения о национализме Юго-Востока и прочей идейной отсталости исходят не из реальной оценки ситуации, а представляют собой набор заранее готовых интеллектуальных штампов, почерпнутых из реакционных масс-медиа и лево-либеральных ресурсов, последовательно конструирующий образ "восстания недочеловеков". Это отнюдь не значит, будто в Донецке нет проблем и противоречий, в том числе идеологических. Их множество. Но это проблемы совершенно иного рода, чем полагают штатные идеологи. Реально судить о ситуации мог бы только тот, кто напрямую бы пообщался с людьми, которых сейчас обвиняют во всех грехах. Прежде всего речь идет о чудовищной, катастрофической путанице в головах людей, о неумении адекватно выразить собственные мысли и сформулировать интересы. Да, подобная идеологическая отсталость движения и общества крайне опасна именно тем, что, если с ней не бороться, если не вести пропагандистскую и просветительскую работу внутри движения, всё это рано или поздно приведет к накоплению неэффективных и практически неосуществимых решений, а затем и к краху молодых республик. Но высокомерно-абстрактные умствования интеллектуалов, равно презирающих и "низкую" практическую деятельность и людей, занимающихся этой деятельностью, не только не улучшают положение, они становятся частью общего фронта пропагандистского наступления реакции, суть которого состоит в доказательстве невозможности самого существования демократии как власти масс, как политики, творимой самим народом и его большинством.

Разумеется, у массы людей, уже втянутых в происходящие процессы, нет времени для размышления на подобные темы. У них уже просто нет никакого другого пути, кроме участия в событиях. Нравится им это или нет, но людям приходится заниматься реальной политикой, столкновения с которой так боятся лево-либеральные интеллектуалы.

Для последних единственной альтернативой остаётся этическая деятельность, дежурно осуждающая любое насилие и преступления, но отказывающаяся анализировать их корни и причины, и тем самым упускающая из виду трагическую неизбежность происходящих событий.

В стратегическом смысле этическое чистоплюйство некоторых интеллектуалов оборачивается тем, что они оставляют людей - ещё пока слабых, несознательных и неопытных - наедине с силой, которая тщится уничтожить саму цивилизацию Просвещения, включая и её этические основы. И оставляет после себя выжженную пустыню. На Украине нет конфликта цивилизаций, есть конфликт остатков цивилизации - деградировавших и опустившихся - с настоящим варварством. Варварство в данном случае представляют не только озверевшие правосеки или неолиберальные паны из Киева, Брюсселя и Вашингтона, но и вынесенныая на поверхность течением истории "пена" - бандиты, аферисты и тупые мещане из верхушки ДНР и ЛНР и - в ещё большей степени - тупые, ограниченные и враждебные прогрессу кремлёвские начальники.

Путь к прекращению гражданской войны на Украине лежит через радикальную политическую реформу, через признание равноправия всех народов и регионов, составляющих страну, через переговоры между сторонами конфликта. Но это в свою очередь невозможно до тех пор, пока киевская власть не признает поражение в своей войне против восставшего Юго-Востока. А пока она этого делать не собирается и продолжает войну, пользуясь поддержкой Запада, нет никакого иного пути к миру, кроме сопротивления. Если российские власти это сопротивление на данный момент поддерживают, значит, этим надо пользоваться. Тем более, что поддержка эта совершенно недостаточна и не слишком искренна - если бы не нарастающее давление общества и не рост самоорганизующегося движения солидарности с Новороссией на территории России, то мы уже почти наверняка были бы свидетелями сговора между российскими и украинскими олигархиями.

Но в том-то и состоит задача политической борьбы, чтобы влиять на ситуацию. И в данном случае, чтобы мобилизовать все имеющиеся у нас в России силы для того, чтобы подобного сговора не допустить. Чтобы не дать свершиться такому "миру без предварительных условий", который зальет кровью Юго-Восток Украины и обречет всю страну на прозябание под властью реакционного олигархического режима.

20 июня 2014 г.   Редакция рабкор.ру
http://rabkor.ru/debate/2014/06/19/emptiness

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024