Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

Rambler's Top100

 

Создан важный судебный прецедент

 

Мы публикуем в полном объеме вступившее в силу решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга. Хотя в Российской Федерации, в отличие от англосаксонских государств, "прецедентная юстиция", где в однотипных случаях решения принимаются по аналогии с уже имевшими место судебными решениями по сходным искам, отсутствует, однако данное решение - важное достижение в борьбе граждан за соблюдение их законных прав в процессе градостроительной деятельности. И в этом смысле данное решение суда создает важный прецедент, к которому мы не раз будем обращаться в дальнейшем, при конфликтах и исках по другим адресам.

Дело номер 2-403/04   "28" апреля 2004 г.

Решение Именем Российской Федерации
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Ю.Ю.
при секретаре Колчиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заднепровской Александры Юрьевны, Колосовой Нины Александровны, Королькова Александра Владимировича, Нарышкиной Татьяны Сергеевны, Никитиной Галины Николаевны, Родиной Людмилы Леонидовны, Семёновой-Тян-Шанской Натальи Владимировны, Симкина Александра Юлиевича, Страутман Галины Андреевны, Шило Надежды Павловны, Шифмана Михаила Львовича о признании недействительным распоряжения Администрации Санкт-Петербурга номер 1802-ра от 21.07.2003 года, установил:

Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Инвестиционно-тендерной комиссии Санкт-Петербурга от 15.04.2003 года "О проектировании и реконструкции здания, расположенного по адресу Василеостровский административный район, 8 линия, д.37 под жилые цели со встроенными помещениями нежилого назначения, ООО "Ронис" /л.д. 12-14/.

04.11.2003 года заявители обратились в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Санкт-Петербурга номер 1802-ра от 21.07.2003 года, ходатайством об объединении заявления в одном производстве с заявлением о признании незаконным решения Инвестиционно-тендерной комиссии Санкт-Петербурга от 15.04.2003 года /л.д. 90-92/.

Определением суда от 06.11.2003 года заявления объединены в одном производстве /л.д. 87/.

В судебном заседании 28.04.2004 года заявители от требования о признании незаконным решения Инвестиционно-тендерной комиссии Санкт-Петербурга от 15.04.2003 года "О проектировании и реконструкции здания, расположенного по адресу Василеостровский административный район, 8 линия, д.37 под жилые цели со встроенными помещениями нежилого назначения, ООО "Ронис" отказались, просили производство по делу в части указанного требования прекратить.

Определением суда производство по делу в части требования о признании незаконным решения Инвестиционно-тендерной комиссии Санкт-Петербурга от 15.04.2003 года "О проектировании и реконструкции здания, расположенного по адресу Василеостровский административный район, 8 линия, д.37 под жилые цели со встроенными помещениями нежилого назначения, ООО "Ронис" прекращено /л.д. 321/.

В обоснование требований заявители ссылаются на то, что при издании распоряжения были их права и законные интересы. В связи с проведением строительных работ в непосредственной близости от домов, в которых проживают заявители, имеющие право на благоприятную среду проживания, необходимо было проведение общественного обсуждения инвестиционного предложения, которое не проводилось. Таким образом, было нарушено положение ст.42 Конституции РФ, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, так нормы, определяющие порядок участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, выступают в качестве одного из элементов механизма обеспечения реализации прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии со ст.12 ФЗ "Об экологической экспертизе", все виды градостроительной документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. В соответствии со ст.ст.14,19 указанного Закона, в составе представляемой на экспертизу документации должен быть материал обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами. Таким образом, без материала общественных обсуждений экспертиза не имеет юридической силы. С заявителями, как собственниками квартир в многоквартирном доме, не были согласованы работы по укреплению фундаментов их домов, что по мнению заявителей нарушило требования ст.ст. 289, 290 ГК РФ /л.д. 91-92, 211-215/.

Представитель заявителей в суд явился, на заявлении настаивает. Пояснил, что заявители проживают в домах 35, 39 по 8 линии, примыкающих к д.37 по 8 линии, который подлежит реконструкции. Указанная реконструкция обуславливает проведение ряда строительных работ, связанных с изменением основных технико-экономических показателей дома, затрагивает конструктивные элементы близ расположенных домов. Согласно заключения кафедры геотехники СПб строительного архитектурного института, любые реконструкционные работы воздействуют на группы соседних домов. В то же время не проведены общественные обсуждения инвестиционного проекта. При издании распоряжения Администрация Санкт-Петербурга пренебрегла своей обязанностью по проведению обсуждений, закреплённой в п.4 ст.3 ГсК РФ. Таким образом, заявители были отстранены от участия в обсуждении и подготовке решения в области градостроительной деятельности. В связи с отсутствием протокола общественного обсуждения не имеет юридической силы заключение экологической экспертизы. Заявители, как собственники квартир в многоквартирном доме, имеют право на долю в праве собственности на общие помещения дома, его несущие конструкции, в связи с чем с ними должны быть согласованы работы по укреплению фундаментов домов. Заявители были лишены возможности проведения экспертизы проекта, так как им не были предоставлены какие-либо документы по инвестиционному проекту /л.д. 193-195, 322-236/.

Представитель заинтересованного лица Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился и пояснил, что заявление не признаёт, так как обжалуемое распоряжение было издано в соответствие с действующим законодательством. Решение инвестиционно-тендерной комиссии основано на градостроительной документации, то есть получены все необходимые согласования. Положительное решение инвестиционно-тендерной комиссии явилось основанием для издания обжалуемого распоряжения. Проведение общественных обсуждений не требовалось, так как при утверждении градостроительного регламента земельного участка в 2002 году были проведены общественные обсуждения, то есть уже была разработана базовая градостроительная документация. Протокол общественных обсуждений должен быть в Комитете по градостроительству и архитектуре. Таким образом, согласно ст. 18 ГсК РФ требовалось только информирование населения. В газете "Василеостровская перспектива" была помещена информация о намерении ООО "Ронис" выполнить реконструкцию д.37 по 8 линии. Распоряжение основано на градостроительном регламенте земельного участка и базовой градостроительной документации. Кроме того, право граждан на участие в градостроительной деятельности согласно п.4 ст.18 ГсК РФ не влечёт обязанности государственных органов по проведению общественных обсуждений /л.д. 195-197, 326-327/.

Представитель заинтересованного лица, Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился и пояснил, что заявленные требования не признаёт. Общественные обсуждения не должны были проводиться в связи с тем, что изменения в градостроительную документацию не вносились. Реконструкция - это воссоздание здания на том же фундаменте в границах существующего участка /л.д. 328-329/.

Представитель заинтересованного лица, ООО "Ронис" в судебное заседание явился и пояснил, что заявление не признаёт. Оспариваемое распоряжение издано законно. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности не нарушено. Граждане были вправе обратиться в ООО "Ронис" для ознакомления со всей документацией, но никто не обращался. Протокол общественных обсуждений не требуется. Статья 18 ГсК РФ устанавливает право заявителей на участие в градостроительной деятельности, но не устанавливает обязанность по организации обсуждений /л.д. 329-330/.

Суд, выслушав представителя заявителей, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все добытые доказательства, считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Заявители проживают в домах 35, 39 по 8 линии в Санкт-Петербурге /л.д. 19-35/.

15.04.2003 года состоялось заседание инвестиционно-тендерной комиссии, на котором было принято решение о согласовании проекта распоряжения Администрации Санкт-Петербурга "О проектировании и реконструкции здания, расположенного по адресу Василеостровский административный район, 8 линия, д.37 под жилые цели со встроенными помещениями нежилого назначения" /л.д. 41-45/.

21.07.2003 года было издано распоряжение Администрации Санкт-Петербурга номер 1802-ра "О проектировании и реконструкции здания, расположенного по адресу Василеостровский административный район, 8 линия, д.37 под жилые цели со встроенными помещениями нежилого назначения" /л.д. 93/.

Согласно указанному распоряжению, инвестору была разрешена реконструкция здания, расположенного по адресу Василеостровский административный район, 8 линия, д.37 со сносом строения литеры А, расположенного в границах предоставляемого земельного участка. Разрешено предоставление земельного участка по договору аренды, принято решение об уточнении размера и границ земельного участка согласно утверждённому проекту.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии.

Согласно ст. 18 ГсК РФ граждане, их объединения и юридические лица РФ имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, её предполагаемых изменениях /строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территории, прокладке коммуникаций/, иную правовую информацию о градостроительной деятельности.

Информирование граждан осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации выставок и экспозиций.

Порядок участия граждан РФ в области градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствие с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Граждане РФ до утверждения градостроительной документации могут проводить независимые экспертизы документации за счёт собственных средств.

Согласно распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга от 14.09.2000 года номер 994-р установлен порядок участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности.

Согласно данному распоряжению, не подлежит общественному обсуждению инвестиционное предложение, которое сформировано в соответствии с имеющейся градостроительной документацией, ранее прошедшей общественное обсуждение в установленном порядке.

Подтверждение довода Правительства Санкт-Петербурга о том, что ранее проводилось общественное обсуждение имеющейся градостроительной документации, суду представлено не было.

На заявление граждан об организации общественного обсуждения проекта строительства /л.д.16/ заместителем Главы Администрации Василеостровского района был дан ответ о сохранении функционального назначения объекта, в связи с чем проведение общественного обсуждения не требуется, информирование о принимаемых решениях, связанных с реализацией инвестиционного предложения проводится через средства массовой информации, газета "Василеостровская перспектива" /л.д. 17/.

Градостроительный Кодекс РФ, постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 14.09.2000 года номер 994 не содержит положения о том, что не требуется общественное обсуждение градостроительной документации в случае сохранения функционального назначения объекта.

Ссылка представителя Правительства Санкт-Петербурга и заместителя Главы Администрации Василеостровского района на достаточность информирования населения не соответствует требованиям ст.18 ГсК РФ и постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 14.09.2000 года номер 994-р. Кроме того, согласно п.2 ст.18 ГсК РФ, информирование граждан проводится через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, организации экспозиций и выставок. В газете "Василеостровская перспектива" номер 1 за 2003 год на последней странице было опубликовано сообщение ООО "Ронис" о своём намерении выполнить реконструкцию аварийного здания жилого дома по адресу 8 линия, д.37 /л.д.166/.

Данную публикацию нельзя считать выполнением обязанности по информированию населения, так как информирование проведено не государственным органом, как предписывают требования нормативных актов, а инвестором, то есть нарушены требования п.2 ст.18 ГсК РФ. Кроме того, данную статью нельзя считать достоверной полной информацией о градостроительной деятельности.

В постановлении Губернатора Санкт-Петербурга от 14.09.2000 года номер 994-р не содержится указание на возможность проведения информирования только через печатный орган. Информирование должно быть проведено с организацией экспозиций и выставок, чего сделано не было.

Ссылка представителя Правительства Санкт-Петербурга на отсутствие обязанности у государственных органов по организации информирования населения противоречит действующему законодательству, п.2 ст.18 ГсК РФ, постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 14.09.2000 номер 994-р.

В связи с непредоставлением демонстрационных и информационных материалов заявители не имели возможности реализовать своё право на проведение независимой экспертизы.

Согласно п.6 ст.28 ГсК РФ, градостроительная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и порядке, установленном законодательством. Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида является её согласование с соответствующими органами с учётом мнения населения.

Согласно имеющемуся в материалах дела заключению ФГУ "Центра по оказанию работ и услуг природоохранного назначения" п.5, в соответствии с требованиями ст.14 ФЗ "Об экологической экспертизе", в составе документации требуется представить согласование органов местного самоуправления и результаты обсуждения намечаемого строительства с общественностью прилегающего района /л.д. 131/.

Учитывая, что требования учреждения, обязанного производить экологическую экспертизу, не были выполнены, нельзя полагать, что имеется экологическое обоснование возможности размещения результата инвестирования в соответствии с п. 3.18.5 распоряжения Губернатора СПб от 08.07.97 номер 678-р.

В материалах дела имеется ответ на обращение Николаева В.А. Территориального управления Василеостровского административного района об отказе в проведении общественных обсуждений, в информировании населения, в проведении экспозиций и выставок в связи с тем, что принято решение инвестиционно-тендерной комиссией о предоставлении права проведения реконструкции жилого дома 37 по 8 линии ООО "Ронис". Также в связи с тем, что не подлежит общественному обсуждению инвестиционное предложение, так как планируемая реконструкция здания сохраняет функциональное назначение объекта, не меняются границы застраиваемого земельного участка домовладения по данному адресу.

Под реконструкцией понимается перестройка, реорганизация на новых основаниях /словарь Ожёгова С.И./.

То есть для реконструкции требуется наличие какого-либо объекта, подлежащего перестройке.

В оспариваемом распоряжении содержится указание на разрешение реконструкции здания 37 по 8 линии. В п.3 распоряжения содержится указание на разрешение инвестору снести строение литера А, расположенное в границах предоставляемого земельного участка по адресу 8 линия, д.37.

В настоящее время строение литеры А д.37 по 8 линии снесено, инвестором планируется проведение строительства нового жилого дома, в связи с чем нельзя сделать вывод о реконструкции дома.

Нельзя сделать вывод о том, что границы застраиваемого земельного участка домовладения не меняются в связи с отсутствием сведений о размере земельного участка, п. 7.2 оспариваемого распоряжения содержит положение об уточнение размера и границ земельного участка.

Согласно экспертизе градостроительного регламента от 22.11.02, на участке размещены 5-этажный жилой дом литер А, два дворовых флигеля литер Б и литер В, тепловой пункт.

При обращении с заявлением ООО "Ронис" указал, что для реализации инвестиционного проекта необходима существующая площадь земельного участка, а также планируется увеличение площади застройки /л.д.118/.

Согласно решения "О соответствии градостроительного регламента предполагаемого объекта установленным экологическим требованиям" рассматривался градостроительный регламент реконструкции с расширением жилого дома /л.д. 130/.

В соответствии со справкой ГУИОН, инвестором был проведён монтаж теплового пункта /л.д. 125/.

Согласно экспертному заключению по градостроительному регламенту, в соответствии с техническим заданием и разрешительным письмом КГА, на рассматриваемом участке предполагается осуществить реконструкцию с расширением жилого дома, причём зона 1 на участке обозначена как зона возможного нового строительства /л.д. 132/.

Согласно раздела 4.2.4 градостроительного регламента, новое строительство не должно нарушать существующую инсоляцию и естественную освещённость /л.д. 161/.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о новом строительстве по указанному адресу и ссылка Администрации Василеостровского района на реконструкцию здания с сохранением функционального назначения объекта не состоятельна.

В соответствии с п.6 ст.3 ГсК РФ, создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утверждённой градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам застройки.

На основании ст.28 ГсК РФ градостроительное планирование развития территорий и их застройка осуществляется посредством разработки градостроительной документации.

Градостроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы.

Под текстовыми материалами в соответствии с п.2 ст.39 ГсК РФ понимается градостроительные регламенты.

Согласно ст.1 ГсК РФ, градостроительный регламент - совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости.

Правила застройки, на основании ст.39 ГсК РФ, являются нормативным актом и принимаются в городе Санкт-Петербурге законами субъекта.

В нарушение действующего законодательства принятый регламент не был основан на правилах застройки, принятых законом субъекта.

Не соответствует принятый градрегламент и распоряжению мэра СПб от 03.06.94 номер 585-р, согласно п. 4.2 которого, при предоставлении земельных участков под новое капитальное строительство, неотъемлемой частью инвестиционного плана является градостроительный паспорт и план земельного участка.

Градостроительный паспорт земельного участка - кадастровый документ, устанавливающий градостроительный регламент и сервитуты на земельном участке, иные сведения, необходимые для контроля за их соблюдением; имеет обязательную юридическую силу и является информационной основой правоотношений, связанных с изменением состояния и использования земельного участка.

Вышеуказанная документация разработана не была.

На основании ст.85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Согласно ст.32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовани места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счёт границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учёта в порядке, установленном федеральными законами.

Таким образом, при предоставлении земельного участка должны быть установлены его границы, присвоен кадастровый номер.

В нарушение указанных положений, границы земельного участка не определены, п. 7.2 оспариваемого распоряжения содержит положение об уточнении размера и границ земельного участка.

Земельному участку присвоен временный кадастровый номер /л.д. 128/, в то время как такое понятие отсутствует в Земельном Кодексе РФ.

На основании изложенного, руководствуюясь ст. 42 Конституции РФ, распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 14.09.2000 года номер 994-р, распоряжением мэра СПб от 03.06.94 номер 585-р, ст.14 ФЗ "Об экологической экспертизе", ст.ст. 1,18,28,39, ГсК РФ, ст.ст. 32,85 ЗК РФ, Решил:

Признать недействительным распоряжение Администрации Санкт-Петербурга номер 1802-ра от 21.07.2003 года "О проектировании и реконструкции здания, расположенного по адресу Василеостровский административный район, 8 линия, д.37 под жилые цели со встроенными помещениями нежилого назначения". Решение может быть обжаловано в городской суд г. Санкт-Петербурга в течение 10 дней.

09 ноября 2004 г.   Судья Ю.Ю. Петрова

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2019