Конец Скотопрогонной дороги
Пискаревка - за, Пискаревка - против...
Население будто подменили. Казалось бы: тот же самый вопрос с реконструкцией
Пискаревки, только жители собрались на этот раз с другой, "красногвардейской"
стороны проспекта... Но в отличие от общественного обсуждения, проходившего 14
июля в здании администрации Калининского района (где зал был полупустым), на
аналогичном собрании 25 июля в здании Красногвардейской администрации яблоку
было негде упасть. Люди теснились в проходах между сиденьями. Заявить свое
мнение относительно будущего облика магистрали на этот раз пришли около ста
семидесяти человек. Эти слушания явно не уместились в рамках формально-
обязательного мероприятия; во всяком случае, доселе подобные проекты обсуждались
с несравненно меньшим накалом страстей. И обходились без милиции.
Напомним: четырех полос движения с трамвайными путями в центре, по мнению
городской администрации, явно недостаточно для магистрали такого калибра.
Поэтому сейчас рассматривается проект расширения дорожного полотна до шести
полос, с переносом трамвая к нечетной стороне проспекта и устройством развязок.
Пискаревский проспект, в прошлом - Скотопрогонная дорога, в будущем должен стать
сквозным транспортным коридором, соединяющим Кольцевую со Свердловской
набережной и пока еще виртуальным Орловским тоннелем под Невой. Загазованность и
шум, как уверяют пискаревцев, после реализации проекта не только не повысятся, а
наоборот, станут значительно меньше. Содержание диоксида азота, к примеру,
должно снизиться аж в 16 раз (со 115 до 7 тонн в год). Однако, обещая рекордное
снижение шума-пыли-грязи, заказчик реконструкции намеревается при этом
установить в окрестных домах свыше пяти тысяч герметичных окон-стеклопакетов.
Для жильцов - бесплатно. Что, в бюджете лишние деньги завелись?..
Тут и возникает вопрос: чем может аукнуться близлежащим кварталам
масштабное переустройство? Во-первых, Пискаревский проспект как зона
строительства - место более чем неблагополучное. Именно здесь находится
полюстровское месторождение железистых минеральных вод, и государственное
предприятие "Севзапгеология", проводившее в 2002 году изыскания на участке между
улицами Антоновской и Ключевой, составило неутешительный отчет: подтопление
территории в этом месте - обычное дело. А если потревожить грунт при
строительстве, можно и вовсе доиграться до катастрофических последствий:
разжижения глинистых грунтов, за которым может последовать "оседание поверхности
прилегающих территорий". Что, в свою очередь, приведет к "неравномерным осадкам
зданий, их деформациям и разрушению". В то же время, как выяснили жители у
представителей проектировщика, те ни сном ни духом не ведают о тревожном
диагнозе геологов.
Равно как и об их официальных рекомендациях сопровождать любые работы
"расширенным комплексом инженерно-геологических изысканий" и "учитывать
негативное воздействие высоконапорных и агрессивных к железобетонным
конструкциям вод полюстровского горизонта". Станет ли исполнитель проекта
проводить экспертизу фундаментов и принимать все необходимые меры
предосторожности? И с кого спрашивать в случае перекосов и трещин в домах?
Вместе с тем экология в обсуждении проекта стала болевой точкой номер один.
Так ли уж необходимо смещать рельсы к нечетной стороне проспекта за счет
уничтожения (или предполагаемой пересадки) липовых аллей? Заметим, массовая
передислокация взрослых деревьев, о которой идет речь, - мероприятие очень
трудоемкое, дорогое (корневая система-то у них - о-го-го), и даже с соблюдений
всех условий и предосторожностей выживает на новом месте лишь часть флоры.
Наверное, недаром Управление садово-паркового хозяйства до сих не дало добро
на эту эпопею. Обитатели проспекта выступают за другой вариант, по их оценке,
щадящий и более дешевый: сохранить четырехполосное движение с сооружением
новых трамвайных путей на том же месте - посередине дороги, но аккурат на
разделительной полосе. Ясно, как дважды два: ведь коли почти весь грузовой
транспорт, как нам обещали еще в начале строительства КАД, вскоре должен пойти
по обходной трассе - зачем нужны Пискаревке пресловутые шесть полос?
Свое мнение относительно проекта местное сообщество выражает энергично: в
ходе голосования, проведенного на слушаниях, жильцы практически единодушно
высказались против расширения проезжей части. Протестную позицию заняли также,
в отличие от своих коллег с "калининской" стороны проспекта, и депутаты
муниципального образования "Полюстрово", направившие гневное письмо в районную
администрацию. Впрочем, с правовой точки зрения, народный глас, выраженный на
общественных слушаниях в форме голосования, решающим не является; судьбоносным
может быть только результат референдума, о возможности которого речь пока не
идет. В то же время точка зрения более чем полутора сотен присутствующих,
вкупе с позицией муниципалов, - аргумент не последний. Другое дело, что люди в
переполненном зале представляли лишь "половину" Пискаревки. Закон "Об
административно-территориальном делении..." оказался выше здравого смысла.
Вышло так, что соседи по проспекту обсуждали свое общее будущее раздельно друг
от друга: четные - направо, нечетные - налево. Жители Пискаревки, относящиеся
к Калининскому району, рассматривали проект 14 июля в здании "своей" районной
администрации у Финляндского вокзала; а жители "красногвардейской" части
проспекта - спустя 11 дней, на углу Среднеохтинского и шоссе Революции...
Всплеск интереса к спорному проекту на "второй волне" обсуждения объясняется
довольно просто: люди были осведомлены о предстоящем собрании намного лучше
своих соседей напротив. Местные активисты на этот раз не стали полагаться на
усердие районной администрации и проинформировали население с помощью
собственных листовок. Результат - аншлаг плюс слаженное выступление в защиту
своих интересов. Если к их замечаниям и предложениям не прислушаются,
пискаревцы планируют напомнить о себе перекрытием трассы. Идея масштабной
акции гражданского неповиновения витает в воздухе. Речь, как подчеркивают
активисты, вовсе не о бескомпромиссно-твердолобой позиции по принципу "в любом
случае против". Речь о легитимности - когда с людьми считаются, а не
ограничиваются одним лишь "учетом" их мнения, похоронив жизненно важные
поправки в ни к чему не обязывающих формальных протоколах. Как выразился один
из местных, "не можем мы допустить, чтобы администрация без оглядки на нас
вымостила дорогу благими намерениями"...
28 июля 2005 г. |
|
Дмитрий Полянский
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 27-31.07.2005)
|
Другие ссылки по теме:
|