Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Конец Скотопрогонной дороги

Пискаревка - за, Пискаревка - против...

Население будто подменили. Казалось бы: тот же самый вопрос с реконструкцией Пискаревки, только жители собрались на этот раз с другой, "красногвардейской" стороны проспекта... Но в отличие от общественного обсуждения, проходившего 14 июля в здании администрации Калининского района (где зал был полупустым), на аналогичном собрании 25 июля в здании Красногвардейской администрации яблоку было негде упасть. Люди теснились в проходах между сиденьями. Заявить свое мнение относительно будущего облика магистрали на этот раз пришли около ста семидесяти человек. Эти слушания явно не уместились в рамках формально- обязательного мероприятия; во всяком случае, доселе подобные проекты обсуждались с несравненно меньшим накалом страстей. И обходились без милиции.

Напомним: четырех полос движения с трамвайными путями в центре, по мнению городской администрации, явно недостаточно для магистрали такого калибра. Поэтому сейчас рассматривается проект расширения дорожного полотна до шести полос, с переносом трамвая к нечетной стороне проспекта и устройством развязок. Пискаревский проспект, в прошлом - Скотопрогонная дорога, в будущем должен стать сквозным транспортным коридором, соединяющим Кольцевую со Свердловской набережной и пока еще виртуальным Орловским тоннелем под Невой. Загазованность и шум, как уверяют пискаревцев, после реализации проекта не только не повысятся, а наоборот, станут значительно меньше. Содержание диоксида азота, к примеру, должно снизиться аж в 16 раз (со 115 до 7 тонн в год). Однако, обещая рекордное снижение шума-пыли-грязи, заказчик реконструкции намеревается при этом установить в окрестных домах свыше пяти тысяч герметичных окон-стеклопакетов. Для жильцов - бесплатно. Что, в бюджете лишние деньги завелись?..

Тут и возникает вопрос: чем может аукнуться близлежащим кварталам масштабное переустройство? Во-первых, Пискаревский проспект как зона строительства - место более чем неблагополучное. Именно здесь находится полюстровское месторождение железистых минеральных вод, и государственное предприятие "Севзапгеология", проводившее в 2002 году изыскания на участке между улицами Антоновской и Ключевой, составило неутешительный отчет: подтопление территории в этом месте - обычное дело. А если потревожить грунт при строительстве, можно и вовсе доиграться до катастрофических последствий: разжижения глинистых грунтов, за которым может последовать "оседание поверхности прилегающих территорий". Что, в свою очередь, приведет к "неравномерным осадкам зданий, их деформациям и разрушению". В то же время, как выяснили жители у представителей проектировщика, те ни сном ни духом не ведают о тревожном диагнозе геологов.

Равно как и об их официальных рекомендациях сопровождать любые работы "расширенным комплексом инженерно-геологических изысканий" и "учитывать негативное воздействие высоконапорных и агрессивных к железобетонным конструкциям вод полюстровского горизонта". Станет ли исполнитель проекта проводить экспертизу фундаментов и принимать все необходимые меры предосторожности? И с кого спрашивать в случае перекосов и трещин в домах? Вместе с тем экология в обсуждении проекта стала болевой точкой номер один. Так ли уж необходимо смещать рельсы к нечетной стороне проспекта за счет уничтожения (или предполагаемой пересадки) липовых аллей? Заметим, массовая передислокация взрослых деревьев, о которой идет речь, - мероприятие очень трудоемкое, дорогое (корневая система-то у них - о-го-го), и даже с соблюдений всех условий и предосторожностей выживает на новом месте лишь часть флоры. Наверное, недаром Управление садово-паркового хозяйства до сих не дало добро на эту эпопею. Обитатели проспекта выступают за другой вариант, по их оценке, щадящий и более дешевый: сохранить четырехполосное движение с сооружением новых трамвайных путей на том же месте - посередине дороги, но аккурат на разделительной полосе. Ясно, как дважды два: ведь коли почти весь грузовой транспорт, как нам обещали еще в начале строительства КАД, вскоре должен пойти по обходной трассе - зачем нужны Пискаревке пресловутые шесть полос?

Свое мнение относительно проекта местное сообщество выражает энергично: в ходе голосования, проведенного на слушаниях, жильцы практически единодушно высказались против расширения проезжей части. Протестную позицию заняли также, в отличие от своих коллег с "калининской" стороны проспекта, и депутаты муниципального образования "Полюстрово", направившие гневное письмо в районную администрацию. Впрочем, с правовой точки зрения, народный глас, выраженный на общественных слушаниях в форме голосования, решающим не является; судьбоносным может быть только результат референдума, о возможности которого речь пока не идет. В то же время точка зрения более чем полутора сотен присутствующих, вкупе с позицией муниципалов, - аргумент не последний. Другое дело, что люди в переполненном зале представляли лишь "половину" Пискаревки. Закон "Об административно-территориальном делении..." оказался выше здравого смысла. Вышло так, что соседи по проспекту обсуждали свое общее будущее раздельно друг от друга: четные - направо, нечетные - налево. Жители Пискаревки, относящиеся к Калининскому району, рассматривали проект 14 июля в здании "своей" районной администрации у Финляндского вокзала; а жители "красногвардейской" части проспекта - спустя 11 дней, на углу Среднеохтинского и шоссе Революции...

Всплеск интереса к спорному проекту на "второй волне" обсуждения объясняется довольно просто: люди были осведомлены о предстоящем собрании намного лучше своих соседей напротив. Местные активисты на этот раз не стали полагаться на усердие районной администрации и проинформировали население с помощью собственных листовок. Результат - аншлаг плюс слаженное выступление в защиту своих интересов. Если к их замечаниям и предложениям не прислушаются, пискаревцы планируют напомнить о себе перекрытием трассы. Идея масштабной акции гражданского неповиновения витает в воздухе. Речь, как подчеркивают активисты, вовсе не о бескомпромиссно-твердолобой позиции по принципу "в любом случае против". Речь о легитимности - когда с людьми считаются, а не ограничиваются одним лишь "учетом" их мнения, похоронив жизненно важные поправки в ни к чему не обязывающих формальных протоколах. Как выразился один из местных, "не можем мы допустить, чтобы администрация без оглядки на нас вымостила дорогу благими намерениями"...

28 июля 2005 г.   Дмитрий Полянский
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 27-31.07.2005)
Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024