Реальный оптимум
Стремясь освободить школьное здание в центре города, чиновники подводят под это
теорию "оптимизации"
Неуютно сейчас в социально-культурной и образовательной сферах. И в центре
Питера, и на окраинах "секвестируют", уплотняют, выселяют или вовсе закрывают
детские сады, лицеи, подростковые клубы, стадионы, библиотеки. Теоретическая
база подводится разная - то "планы реконструкции", то "недогруз". Но за
мудреными формулировками часто маячит цель вполне прозаическая: здания,
земельные участки, которые можно выгодно продать коммерсантам... В ответ
набирает силу волна сопротивления. 12 апреля у Финляндского вокзала состоится
городской митинг против антисоциальной политики Смольного. Вместе с
многочисленными коллегами, оказавшимися в аналогичной ситуации, выйдут на
площадь выразить свой протест и представители средней школы N 22.
...Метро "Василеостровская", перебежать Средний, завернуть на 7-ю линию, под
арку во двор, одним прыжком вверх по лестнице - вот ты и успел до звонка...
Похоже, знакомый до боли путь придется теперь проделывать только во сне.
Хорошо хоть закончить четвертую четверть дают. А уж дальше... Тут, видимо,
стоит сказать несколько слов о специфике 22-й средней, она же - 1-я реальная.
Это, правда, первая и на сегодня одна из немногих в Петербурге многопрофильных
общеобразовательных школ. Учатся в ней только старшеклассники, получая
углубленную подготовку по выбранным специальностям: экономика и менеджмент,
делопроизводство, история и право, информатика, кулинария, декоративно-
прикладное искусство, психология, микробиология, иностранные языки. Более двух
третей ребят ездят сюда с других концов города и даже из области - из Удельной,
из Гатчины, из-под Тосно; многие перевелись в 22-ю из престижных альма-матер,
где были не последними учениками. На вопрос "почему?" отвечают: здесь
неограниченные возможности и перспективы, нет муштры, зато есть уважение
(тинейджеры используют английское словечко "респект")... Родители подчеркивают:
и бесплатно.
"Моя Наташа занималась в 622-й гимназии, в Озерках, - говорит мама,
Анжелика Крутикова. - В двух шагах от дома, и оценки были хорошие... Но там ни
во что ни ставили ни детей, ни родителей - относились к нам, как к источнику
финансирования! А сейчас дочь просто расцвела..." Добавьте к этому стабильно
высокие (гораздо выше средних по городу) баллы учащихся по базовым предметам,
призовые места на всевозможных конкурсах и олимпиадах. Преподаватели -
заслуженные учителя России, мальчики и девочки - "Надежды года". Хотя, по-моему,
не это главное. Куда интереснее просматривать анкеты, которые выпускники
заполняют перед тем, как навсегда вылететь из гнезда (пачки листков,
испещренных авторучками, карандашами, фломастерами, педагоги бережно сохраняют
из года в год). Казалось бы: вот он, момент истины, когда бояться уже нечего и
можно отомстить за все обиды, тем паче что и фамилию указывать не нужно. Что
бы вы думали - за все годы проведения опроса не нашлось ни одного человека,
кому в этой школе было бы некомфортно... Когда по району пронесся слух о том,
что 22-ю закрывают, сначала решили, что это розыгрыш. Потом в школе начали
появляться странные визитеры. "Лощеные молодые люди в дорогих костюмах, -
рассказывает преподаватель истории Валерий Иванов. - Ходят по этажам,
приглядываются... На все вопросы отвечают в таком духе, что, мол, имеем
право..." Потом на 22-ю обрушилась лавина проверок. Придирались к каждой
запятой, словно негласную директиву отрабатывали: любой ценой доказать - не
такая уж и замечательная эта школа. Руководство увязло в бесконечных оправданиях
по инстанциям. Стало не до шуток. Трудовой коллектив обратился к чиновникам за
разъяснениями. "Планируется реорганизация ГОУ N 22 в форме слияния с ГОУ N 33.
Это вызвано необходимостью оптимизации сети образовательных учреждений в
районе и создания условий для учебно-воспитательного процесса" - такого
содержания ответы пришли в школу под грифом образовательного ведомства
районного и городского уровней. А затем, на запрос депутата ЗакСа Алексея
Ковалева, фактически под копирку, - и от губернатора. Изыски функционеров
обычному разумению не поддаются. О какой оптимизации речь? Вернемся на три
месяца назад: среднюю школу N 142 на Арсенальной набережной внезапно закрывают
посреди учебного года ("НГ" следит за развитием конфликта) якобы из-за
"недогруза". При этом говорится, что так будут поступать со всеми
"нерентабельными" учебными заведениями. Что ж, средняя школа N 33 на Морской
набережной заполнена едва ли наполовину. В то время как 22-я недостатка в
учащихся явно не испытывает, скорее наоборот . Задача с двумя известными...
Но, вероятно, в угоду исполнительной власти придется перетряхнуть основы
арифметики и логики: из списка петербургских ГОУ исчезнет как раз школа на 7-й
линии. Сегодня учителя готовят исковое заявление в суд. "Это или вопиющая
юридическая безграмотность, или кто-то кого-то намеренно хочет подставить, -
удивляется замдиректора Юрий Годин. - Как можно оперировать понятием
"реорганизация", если наша школа N 22 перестает существовать как юридическое
лицо?! Примечательно, что ниву знаний тем временем в очередной раз перепахивают:
с будущего года все старшие классы в составе ГОУ "без уклона" (не гимназий, не
лицеев) должны стать "профильными". Уже и соответствующее распоряжение из недр
Комитета по образованию правительства города вышло. Иными словами, 1-я реальная
школа становится ценна вдвойне: как лидер, распространитель передового опыта и
т.д. Но это если руководствоваться здравым смыслом. А чиновники считают иначе.
Они почему-то уверены, что смогут росчерком пера превратить школу N 33 в
"многопрофильную", укомплектовать ее до нормы питомцами ликвидированной 22-й - и
таким образом и по выполнению реформы отчитаться, и обеспечить работой всех
преподавателей. "...Абсурд! - продолжает Юрий Годин. - Ведь чтобы поменять
статус учреждения, надо сперва получить лицензию, свидетельство о
государственной аккредитации, пройти аттестацию... Я уж не говорю, что это
займет бездну времени, но позвольте - за счет каких ресурсов? Кто сказал, что
наши ученики и сотрудники автоматически туда перейдут?" Добираться до 33-й
четверть часа на маршрутке от метро "Приморская". Еще раньше вставать, и 700
рублей в месяц из семейного бюджета долой. Хотя, конечно, дело не только и не
столько в расстояниях. Десятиклассники и их мамы-папы высказались на прошлой
неделе предельно ясно. Вот протокол общего собрания, в графе: "Согласны ли
вы?.." абсолютно все родители поставили: "НЕТ". "Наши дети - не игрушки,
чтобы их туда-сюда перекидывать," - подытожил отец Михаила Балина Александр.
Так что результат головотяпской оптимизации уже сегодня налицо. Больше
двухсот юношей и девушек накануне последнего, самого сложного года учебы
остаются фактически на улице. "Мы так долго искали именно эту школу... ради
нее бросили специализированную французскую", - еле сдерживает слезы мать
Леонида, Евгения Дерюгина. Страшно переживает и отец Полины, Юрий Опалинский:
"Неужели теперь придется все начинать заново?!." Их дети, оба художники, по
словам родителей, только здесь наконец-то почувствовали себя личностями,
обрели адекватную самооценку. Коней на переправе менять - хуже нет. В 11-й
класс, даже в не очень сильную школу, попробуй еще устройся, учитывая, что
сейчас везде свои программы, свои требования. Да попробуй адаптироваться...
Ломается психика подростков, калечатся судьбы. Само собой, без учеников
разрушится и уникальный, сплоченный педагогический коллектив, потеряются
эксклюзивные методики. И ради чего? Четырехэтажный дом, напротив входа в
метро, площадью 3300 квадратных метров. Судя по бумагам, его предполагают в
дальнейшем отдать 30-му физико-математическому лицею (который занимает свое
просторное, специально для него выстроенное здание и на нехватку помещений
никогда не жаловался). Ни родители, ни учителя в это не верят. По неофициальной
информации, на лакомую недвижимость претендуют по крайней мере два банка:
петербургский и московский.
04 апреля 2005 г. |
|
Валерия Стрельникова
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 04.04.2005)
|
Другие ссылки по теме:
|